Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского 13.09.2017

Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского

После митрополита Георгия, преемника блаженному митрополиту Илариону, блаженный Иоанн, родом, вероятно, болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей России в 1080 году и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преподобный Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «Подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это муж, сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преподобного Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце. Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм апостола Андрея в Андреевском монастыре, – причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного князя Ярополка; в 1087 году освящал храм Архангела Михаила в Выдубицком монастыре; 1089 году августа 14 освящал чудную, великую церковь Печерскую и вслед за тем скончался374 . Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным. По рукописным святцам, он «святой Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «Положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви Русской несколько сочинений.

   Послание митрополита Иоанна к Клименту папе старшего Рима
   – драгоценно и по содержанию своему, особенно же по духу кротости, которым дышит оно. «Приятна любовь твоя о Господе, человек Божий, достойный Апостольского престола», – так писал русский святитель. «Ты из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовью, предлагаешь желания духовные, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Так как дела в таком положении и ты таким оказываешься архиереем Божиим, не каковы были недавно архиерействовшие, возмутители и оскорбители истины: то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобызаю священную главу твою. Будь счастлив! Да покрывает тебя Божественная, Всевышняя рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами!

   Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? отчего и как они доселе не исправились? Недоумеваю и не понимаю, какой жестокий демон, злобный враг истины и благочестия, наделал все это, разрушил братскую любовь вашу и союз, соединяющий христиан. Не скажу, что все погублено. Мы знаем, что вы изначала христиане по благодати Божией, и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отделяетесь. Вот смотрите:
   Все признают Семь Святых и Вселенских Соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всею полнотою и убедительностью, они семь столпов Богословствующей мудрости; на них построила она свой святый дом – Вселенскую Церковь. Сим Святым Вселенским Соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных апостолов Петра, одни – лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие – чрез доверенных посланных своих подавая содействующий голос Апостольской кафедры вашей. Таковы были: на Первом Вселенском Соборе Сильвестр, на Втором Дамас, на Третьем Целестин; Четвертому Вселенскому Собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом Православия все знаменитые того времени. На Пятом соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно-просвещенный. На Седьмом Вселенском Соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие чрез посланников своих, святых и Богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена Римской обители святого Саввы.

   Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на Римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое:
   Во-первых, пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от Великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев, вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять святой Символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух Святой происходит не только от Отца, но и от Сына…»

   Представив потом опровержение каждого из выставленных своеволий запада, в обличение произвола о Святом Духе говорит: «Изумительно и страшно, как дерзаете вы изменять веру 318 святых отцов и Святых Вселенских соборов. От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах, поется единогласно: “Веруем и в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца исходящего, со Отцем и Сыном споклоняемого и славимого”. Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но Апостол говорит: иже благовестит вам паче, еже приясте, да будет проклят (Гал. 1:8). О! да не услышите вы над собою сего проклятия! Истинно страшно изменять и портить Святое Писание хотя бы одною йотою или одною чертою! Ужели не понимаете, как велик этот соблазн? Вы вводите две причины, два начала для Святого Духа; вы унижаете достоинство Его и впадаете в ересь Македония».

   В заключение всего пишет: «Прошу и молю и припадаю к священным ногам твоим, – исправитесь во всем этом, особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается святого причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это…»
   «Иоанна митрополита Русского, нареченного пророком Христовым, церковное правило», писанное для черноризца Иакова, долго оставалось в составе правил Церкви Русской как объяснение правил Вселенской Церкви в применении их к нуждам Русской Церкви.

   В правиле 4 писал святитель: «С теми, которые служат на опресноках, едят мясо в сырную неделю, едят кровь и удавленину, не должно приобщаться Святых Таин и совершать Богослужение. Но нимало не возбраняется вкушать с ними пищу, по обстоятельствам, для любви Христовой. Если кто хочет под видом чистоты или по немощи избегать и сего, пусть уклоняется; но смотрите, чтобы не вышел из того соблазн или не возродилась сильная вражда и злопамятование. Надобно из большего зла избирать меньшее». Превосходное правило! Апостольское правило!

   В других правилах святой Иоанн осуждает волхвование, языческие обычаи, соблазнительные песни, показывает, как грешно торговать крещеными рабами в земле половцев; священникам предписывает быть примером трезвости; князьям запрещает отдавать дочерей за иноверцев; налагает эпитимьи на нарушающих чистоту и целомудрие; дает наставления о Таинствах и разных священных предметах. «Ты спрашивал меня, – так пишет он к Иакову, – о тех, которые покупают слуг и после того, как с ними вместе молились и приобщались Святых Таин, продают их язычникам, какой подвергать их эпитимье? Закон говорит: христианина не должно продавать ни жиду, ни еретику: кто продаст жидам, тот беззаконник: он виновен не только пред законом, но и пред Богом. Представь себе Ананию и Сапфиру – и подумай. Они обещали апостолу Петру цену поля принесть Богу, но потом удержали только малую часть и осуждены на смерть. Купившие же слуг положили знамение Божие на них (крещение) и освятили молитвою, как пишешь ты, потом продают их язычникам? Они творят не тайное, а явное хищение у Бога, крадут часть, которую принесли Богу. Как думаю, они грешат столько же, сколько те, которые гонят нашу веру и многих от веры доводят до неверия. Их надобно отклонять от такого злого дела всеми убеждениями и увещаниями. Если же не послушают, то считать их за язычников и мытарей».

   «Если святая трапеза деревянная и честные кресты и иконы сделаются ветхи, то отнюдь не бросать их, а поправить. Если слишком обветшают и на иконах не видно ликов, то положить их в огражденное место, где бы ни человек, ни животное не могли коснуться их нечистотою, дабы не быть нам сквернителями святыни. В случае перенесения деревянной церкви на другое место, место, где стоял алтарь и совершалась бескровная жертва, должно оградить и хранить неприкосновенным, как святыню».

   «Те, которые приносят жертвы бесам, болотам, кладезям, или без благословения берут по нескольку жен, или отпускают свою жену и начинают жить с другою, или ни разу в год не приобщаются Святых Таин, тогда как не удержаны от того духовным отцом, – ты знаешь сам, все таковые чужды чистой нашей веры, осуждены Соборною Церковью. Старайся всею силою убеждения направлять их на правый путь, вразумляй их не раз и не два, а много раз, пока узнают истину и научатся добру. Если же не покорятся, не оставят своей худой привычки, то считать их чуждыми соборной Церкви, не принадлежащими к ведению ее заповедей».

   «Тех, которые совершают волхвования и чары, мужчина ли то, или женщина, должно вразумлять словом наставления и обращать от зла; если не обращаются, подвергать строгому наказанию; но не лишать жизни и не уродовать; последнего не допускает церковное учение». Припомните при этом, что на западе в XI и XII веках, по предписаниям бискупов, жгли волхвов и чародеев на кострах! Как же не говорить нам от души: слава Святой Троице, просвещающей пастырей Святой Православной Церкви!


<-назад в раздел

Русский календарь