Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского 06.09.2017

Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского

Честное тело святителя Петра митрополита по преставлении его положено было в Московском соборном храме Успения Богородицы, близ святого жертвенника, – на месте, самим святителем приготовленном. Гроб святопочившего со дня преставления его сделался прибежищем для верующих; к раке святителя Петра православные христиане притекали для молитв, с благоговением лобызали ее и получали благодатную помощь. В 1380 году святитель Петр митрополит в ночь пред битвою Донскою явился и видим был на воздухе с златым жезлом, которым поражал врагов отечества. В таком же виде явился святитель Петр в 1395 году и претил нападать на Москву Тамерлану. По сим явлениям для защищения отечества от врагов святитель Петр в русских летописях называется заступником Русской земли. Цари и патриархи в грамотах своих называли святителя Петра великим чудотворцем. Слава сего первого из митрополитов московских чудотворца распространилась уже во всех концах России, когда честные и многоцелебные мощи его, по случаю построения в Москве нового обширнейшего Успенского, вместо ветхого храма, 146 лет стоявшего, в XV столетии обретены были нетленными. В 1472 году, по воле великого князя Иоанна III Васильевича и по благословению Московского митрополита Филиппа, с благоговением открыли надгробницу святителя Петра митрополита, и святые мощи его, по словам летописи, «яко свет сияху», а гроб, в котором они почивали, распался от огня в пожар во время взятия Москвы Тохтамышем; при сем случае Тохтамыш раскрыл гроб святителя Петра, чая нечто сокровенно в нем. По устроению в новосозидаемом храме кивота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник перенесения честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита и чудотворца всея России.
   По случаю же падения новосозидаемого храма, в котором мощи святителя находились, они вторично перенесены были в 1475 году на время в церковь Иоанна Лествичника и по совершенном сооружении Успенского собора, в 1479 году, в третий раз перенесены сюда и положены под спудом. После этого перенесения мощей святителя Петра праздник перенесения их установлен в 24 день августа.
   По установлении сего праздника Пахомий Сербянин, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце XV века написал два канона на перенесение мощей святителя Петра.
   В 1547 году, после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровли и паперти Успенского собора, мощи святителя Петра перенесены были в Чудов монастырь и по возобновлении собора положены там в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 году по случаю рождения у него царевича Иоанна.
   В святцах наших, напечатанных в Москве (1648 г.), под 4 числом августа замечено: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети, и того дня установиша праздник сей праздновати».
   Во время обладания Москвы поляками золотая рака святого Петра митрополита рассечена была на части, которые разделены между святотатцами. Мощи положены были под спудом в новую деревянную раку, окованную серебром. Из патриаршего устава видно, что на праздник святителя Петра 1679-1684 годов приносили в Успенский собор часть мощей его от патриарха и клали на налой или на гробницу святителя. До 1812 года они лежали под спудом запечатанные и запертые. Наполеон расторгнул гробницу, вероятно, с таким же святотатственным умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения Святейшего Синода преосвященный Августин Московский торжественно открыл святые мощи Петра митрополита при освящении первой придельной церкви Успенского собора, где они почивают.
   Церковь в своих песнопениях день перенесения мощей святителя Петра называет всечестным праздником, веселящим императора и люди. «Яко врача преизрядна и источника чудесам обильна, днесь сошедшеся любовию духовныя твоя чада в перенесение честных мощей твоих, архиерея Петра, молим тя: моли Христа Бога, даровати честным твоим перенесением императору нашему на враги победительная».
   По явлении и перенесении мощей святого Петра митрополита летописи называют его новым чудотворцем и показывают в православных возрастающее к нему благоговение. Пред гробом его цари молятся с подданными при венчании своем на царство; во дни бедствий православные христиане и цари прибегают к чудотворцу с молитвою о помощи и заступлении как к великому светильнику и хранителю Церкви и Отечества. Все предметы, бывшие у святителя Петра митрополита, как то: крест, коим некогда благословил он Иоанна Калиту, саккос, иконы, панагия и архипастырский жезл, или посох, по преставлении святителя сделались священными и высокими памятниками для православных христиан.


<-назад в раздел

Русский календарь