Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Наша Православная Церковь, когда празднует память святых, то не только их прославляет, но, вспоминая их святую жизнь, многому нас поучает. Святые люди учат самому главному для нас: как надо нам жить, чтобы спасти себя от греха и страстей наших и наследовать вечное блаженство в Небесном Царстве Христовом. Они призывают нас к приобретению еще здесь, на земле, ни с чем не сравненных небесных сокровищ, поучая нас и словом, и делом смирению, молитве, детской сердечной вере, чистоте, незлобию, воздержанию, пламенной любви к Богу и ближним и всем христианским добродетелям.
Сегодня, возлюбленные во Христе братие и сестры, Святая Церковь празднует память святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Чему же она поучает нас, вспоминая его святую жизнь? Несомненно – всем тем христианским добродетелям, которыми он, подобно святым, отличался во время земной своей жизни.
Впрочем, для нас будет великая спасительная польза, если мы как следует научимся хотя одной из добродетелей, кои были присущи святому Митрофану. В жизнеописании сего угодника говорится, что любимою и постоянною мыслию святителя была мысль о смерти. Об этом свидетельствует синодик Воронежского Благовещенского собора, статьи которого собраны по указанию святого Митрофана. Этим постоянным памятованием смертного часа объясняется и трогательная черта в жизни святителя – его заботливость о поминовении всех умерших безвестною горькою смертию, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности пожертвовать на свое поминовение.
Нам, возлюбленные во Христе слушатели, спасительно уяснить себе: почему для святого Митрофана памятование смерти было столь вожделенным и таким постоянным? Этот вопрос имеет для нас особенную важность, т. к. Святая Церковь приписывает памятованию смерти огромное значение в деле нравственного совершенствования и вообще для нашего спасения.
До времени смерти Спасителя смерть вселяла страх в душу человека. И это понятно. Ибо за гробом людей не ожидало блаженное единение с Богом. Осуждение вследствие первородного греха было для этого препятствием. Но Господь Своею смертию снял это осуждение, вывел из ада души ожидавших с верою Его пришествие, попрал самую смерть и через Свое Воскресение приобщил человеческое естество к божественной славе. С тех пор смерть для истинно верующих христиан не стала страшна, ибо за ней их ожидала божественная слава и блаженная жизнь в единении со своим Господом. Слушаяй словесе Моего, – говорит Господь, – и веруяй пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но преидет от смерти в живот (Ин. 5, 24).
По учению Православной Церкви, эта загробная блаженная жизнь для верующих истинных христиан раскроется во всей своей божественной славе после Страшного Христова суда. Непосредственно же после их смерти она наступает для них как предначатие райского блаженства. Каково будет оно, это сейчас невозможно представить. Святой Иоанн Богослов, возбуждая к нему наши стремления, говорит: Не у явися, что будем (1 Ин. 3, 2). Этими словами он дает нам понять, что оно будет иметь в себе такие небесные радости, с которыми не сравнится никакая радость земная.
В некоторой мере апостолы и все святые переживали блаженство Небесного Царства Христова в своем сердце еще в земной своей жизни, ибо, по обещанию Спасителя, радость Его сообщается всем, кто теперь любит Его и исполняет Его спасительные заповеди (см.: Ин. 15, 10–11). Это побуждало их еще сильнее стремиться к нескончаемому блаженству. Ради него они отказались от всех сокровищ суетного миpa. Взирая на будущую славу свою, они готовы были терпеть и терпели всякие страдания непроизвольные и произвольные через мученическое ограничение себя в своих желаниях, в борьбе со грехом и страстями. Они надеялись, что со смертью настанет для них время успокоения, вечной радости и блаженства, которое уже никогда не будет прерываться и сопровождаться никакими скорбями и печалями.
Отсюда очевидно, почему и самая смерть для них была вожделенна. Вот почему святые мученики с радостию шли на мучения и смерть, и с такою же радостию преподобные ожидали ее и готовились к ней. К ним были применимы слова святого апостола, который сказал: Желание имый разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23).
Теперь будет понятно для нас и то, почему памятование смерти было для святого Митрофана так вожделенно и постоянно предносилось его душевному взору. Оно всегда говорило святому Митрофану о его будущем блаженстве и Вечной Жизни в единении со Христом. «Память смертная, – говорится в его жизнеописании, – как верный страж, охраняя сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него жажду вечного».
Мы, возлюбленные во Христе братие христиане, также призваны с вами к божественной славе, к вечному блаженству вместе с Божиею Материею, Ангелами и всеми святыми. Пусть же память о смерти будет постоянна и в нашей жизни. Пусть она всегда говорит нам о нашем великом небесном призвании и побуждает нас стремиться к нему всем своим сердцем.
Правда, памятование о нашей смерти будет вперед более говорить нам о вечных мучениях, которые мы заслужили своими грехами, чем о будущем нашем блаженстве. Но и в таком случае оно будет весьма полезным для нас, поскольку страхом вечных мучений будет отвлекать нас от нечистых пожеланий, страстей и пороков и заставлять нас стремиться к чистой святой жизни. «Как бездну, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – некоторые представляют себе безконечною и место оное называют бездонным, так помышление о смерти рождает чистоту нерастленную и делание безконечное». Вот почему в книге премудрости Иисуса сына Сирахова говорится: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сирах. 7, 39).
В молитве на сон грядущим: «Господи, в покаянии приими мя, Господи, не остави мене…» есть такое обращение к Богу: «Господи, даждь ми память смертную». Будем просить Господа, чтобы Он ради молитв святого Митрофана даровал нам великое спасительное благо – постоянное памятование нашей смерти.
Это памятование, способствуя нашему спасению, заставит нас заботиться и о спасении других – горячо и постоянно молиться о даровании вечного блаженства всем усопшим нашим родным, знаемым и незнаемым нами и всем от века умершим. Таким спасительным делом своим мы окажем людям истинную христианскую любовь и принесем им великую пользу.
Пусть же при помощи Божией помышление о смертном нашем часе будет любимым нашим помышлением, каким оно было для святого Митрофана, дабы нам после своей смерти наследовать несказанное блаженство в Небесном Царстве Христа Спасителя нашего со всеми святыми. Аминь.
Святитель Серафим (СОБОЛЕВ)
Воронежские епархиальные
ведомости. Часть неофициальная.
Воронеж, 1914. № 48. С. 2–6.