Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкаго монастыря в Москву. 16.07.2017

Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкаго монастыря в Москву.

О причинах нетления св. мощей

   I. Св. Филипп, митрополит Московский, перенесение многоцелебных мощей коего ныне празднуется, мученически окончил жизнь свою в Тверском Отроче монастыре, куда за правду обличения был сослан в заточение Иоанном Грозным, и где задушен был начальником царских опричников Малютою Скуратовым. Чрез несколько лет после кончины святителя, игумен Соловецкаго монастыря Иаков с братиею испросили у царя Феодора Иоанновича разрешение перевезти тело усопшаго в Соловецкий монастырь, в котором Филипп принял пострижение в монашество и был настоятелем. Там мирно покоились мощи святителя-мученика под кровом храма и молитв благоговейно чтившей его братии монастыря; там стали замечаться и чудеса при гробе Филиппа над теми, кто с верою и благоговением при них молился. Много лет прошло с тех пор, и смутных, тяжких лет не только для Москвы, но и для всего царства русскаго. Мученическая кончина царевича Димитрия, открывши доступ к престолу государственным сановникам не из царскаго рода, проложила путь и воровским набегам на него честолюбивых искателей-самозванцев. Борьба с ними и из-за них и из-за трона с Польшею утомила и ослабила Россию настолько, что всего царствования Михаила Феодоровича было мало, чтобы окончательно отдохнуть ей от предшествовавших народных бедствий. Каждый по своему понимал и объяснял их причины и быстрое развитие; но все однакоже сходились в общем с голосом летописцев, что все случившееся произошло по попущению Божию, грех ради наших в наказание и исправление. Вспоминались многим тяжкия времена Грознаго, безчиние и самоуправство опричнины, кровь несправедливо убиенных, и мученическая кончина святителя Филиппа. Как только все пришло в обыкновенный порядок в царствование Алексия Михайловича, любимый и уважаемый им митрополит новгородский Никон, впоследствии патриарх всероссийский, в дружеской беседе с внимательным и благорасположенным к нему царем стал проводить мысль о духовном, высшем охранении столицы царства молитвами и предстательством усопших иерархов московских свят. митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Благовременным и благонадежным находил он собрание и упокоение нетленных мощей их в соборном храме Кремля московскаго Успения Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне св. Филиппа, повелевавшаго перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв. Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностию и радостию просил царя поспешить исполнением благочестиваго желания. Тело патриарха Гермогена, почивавшее в Чудовом монастыре, тогда же перенесено было в Успенский собор и поставлено поверх земли близь шатра над ризою Господнею. В Старицу за мощами патриарха Иова отправлен с многочисленною свитою митрополит ростовский и ярославский Варлаам. В Соловецкий же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначил отправить самого Никона, как перваго внушителя мысли о перенесении мощей его, теми более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители. В свите Никона были из ближайших к царю придворных вельмож князь Хованский, дьяк Леонтьев и другие. Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его, и в знаменование сего прощения даровать Москве святыя мощи свои с присущею им благодатию молитвеннаго предстательства за землю русскую и чудодейственнаго хранения столицы царства. С сею грамотою, напоминающею собою другую подобнаго же содержания, которую некогда греческий царь Феодосий отправил в Команы к мощам св. Иоанна Златоустаго (сосланнаго туда и там преждевременно скончавшагося по настоянию матери царя Евдоксии), когда заблагоразсудил перенести их из Коман в Константинополь, Никон торжественно отправился в Соловецкий монастырь. Прибыв туда, по прочтении грамоты, при обильных слезах братии, прощавшейся с своим дорогим настоятелем, при пении приличных случаю псалмов и песней церковных, поднял он с места покоя нетленныя мощи святителя, и сперва водою до Ярославля, потом сухим путем до Троицкой лавры сопровождал их, с каждаго места остановки донося царю о своем шествии. Для встречи святых мощей в Троицко-Сергиеву лавру присланы из Москвы Корнилий митрополит казанский и Маркелл архиепископ вологодский с архимандритами, игумнами и сонмом духовенства. Из лавры торжественно перенесены мощи св. Филиппа в Упенский собор в Москве 3 июля 1652 г., и поставлены открыто на южной стороне между иконостасом и южными дверьми собора. На сем месте и теперь почивают сии нетленныя мощи открыто, источая благодать исцелений с верою молящимся.

   II. Мощи святителя Филиппа, как мы сказали, нетленно почивают, свидетельствуя тем о богоугодности его.
   Если бы кто из любопытствующих и сомневающихся спросил: «какия причины нетления св. мощей», ему не трудно было бы ответить, зная св. жизнь великаго святителя, положившаго душу свою за паству свою и украсившаго себя всеми христианскими добродетелями.
   а) С одной стороны, сила Христова, вселившись во св. Божиих человеков, оживотворяет, освящает и проницает телеса их, сообщая им и нетление, так как сама она нетленна и чудодейственна и есть сила не человеческая, а божественная. Так божественно и благодатно было от полноты благодати тело Господа нашего И. Христа, к которому многие прикоснувшис получали исцеление (Мрк. 3:10), так божественны и благодатны были и ризы Его, от прикосновения к которым исцелилась женщина кровоточивая (Мрк. Ѵ40;, 27–27). Подобным же образом облагодатствованы были мысль и слово Его, посредством которых исцелились десять прокаженных мужей и множество других немощных и больных (Лк. XVII:12-13 и др.). Подобным же образом, благодатны, нетленны и чудодейственны и телеса святых и самыя одежды их от присутствия в них силы и благодати Божией.
   б) С другой стороны, – вторая причина нетления св. мощей, – собственный дух святых, обитавший в теле их во время их земной жизни, постоянно воспарявший к небесному, постоянно занятый духовным и божественным, и непрестанно в тоже время умерщвлявший свое тело, подавляя его потребности и самыя природныя влечения. Вследствие этого дух святых Божиих человеков получает необычайную силу и могущество и совершенно порабощает тело, едва не уничтожая его деятельности. Таким образом, он мало-по-малу уподобляет себе, проницает и одухотворяет переставшее противиться и похотствовать на него тело и, таким образом, делает его духовным,т.е.. нетленным. В житиях святых мы находим множество примеров того, как дух человеческий, живший во святых Божиих, приобретши вследствие причастия Духа Божественнаго и порабощения тела необычайное напряжение в известном направлении и необычайную мощь, уподобляет себе тело, одухотворяя его:
   У св. Бонифатия – святого западной церкви – на руках и ногах показывались язвы гвоздиныя, когда он размышлял о страданиях Господа нашего И. Христа.
   У св. Игнатия Богоносца от постояннаго памятования имени Спасителя в сердце нашли начертание этого сладчайшаго имени.
   Действие духа на тело можно замечать и в обыденной жизни. Православно-христианский образ мыслей производит один внешний вид (тип) православных христиан. Евреи, мусульмане и другие иноверцы, приняв христианство, теряют свой прежний племенный вид и уподобляются виду тех, религию которых приняли.
   Кому также неизвестно, что воины в пылу душевнаго увлечения не чувствуют самых жестоких ран на войне. У святых действие духа на тело при содействии благодати Божией – постоянно и необычайно.
   III. Да усилит в нас настоящее размышление о причинах нетления св. мощей благоговение к ним и наше усердие прибегать к ним с верою во всесильную благодать Божию. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск. и кн. «Догмат правосл. церкви о почитании св. мощей» свящ. Ев. Кременскаго, стр. 18–19 и др. источн.).

<-назад в раздел

Русский календарь