Память первоверховных апостолов Петра и Павла
И, во-первых, – вникните в значение имен сих святых апостолов. Что значат имена Петр и Павел, и зачем так устроено Господом, что они сочетаны в едином празднестве? Петр значит «камень», и указывает на твердость, прочность и непоколебимость. Павел значит «малый» – и указывает на невысокое о себе мнение, на самоуничижение и смирение. Петр и Павел вместе учат нас, что нам надлежит быть твердыми в вере и христианском житии и вместе смиренными и самоуничиженными, и указывают на то, что нельзя быть твердыми, не будучи смиренными, и, напротив, чем кто смиреннее, тем тверже и непоколебимее в христианской вере и жизни. Как строящий дом углубляет прежде основание, так в христианстве прежде надо углубиться самоуничижением, чтоб твердо основаться в нем и потом на нем уже созидать себе дом спасения, – по указанию Господа, Который есть «Основание» нашего спасения, – такое, что иного никто же не может положити (см.: 1 Кор. 3, 11), и Который, однако же, будучи превыше всяческих, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8).
Так, смирение есть самое прочное основание христианской веры и добродетели. Почему бы так? Потому что без Божией благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. На кого, – говорит Господь, – воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2). Подобно тому, как дождь скатывается с горных мест и обильно орошает места низменные, так смирение привлекает к себе обильную Божию благодать; а гордость и самонадеянность отталкивают ее. Таков закон правды Божией, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5, 5). Не считаю нужным пояснять вам, братие, к чему сие обязывает нас, когда то само собою видно.
Обратите, во-вторых, внимание на изменение апостольских имен. Петр прежде именовался Симоном, а Павел – Савлом. Господь изменил их имена, и Симона наименовал Петром, а Савла – Павлом. Сие изменение имен означает существенное изменение и в душах самих апостолов; ибо Бог нарекает имена не как-нибудь, но так, что сим перечнем и самое дело не только означает, но и производит. Свет, например, не прежде получил бытие, как и имя. То же надобно сказать о воздухе, земле и всякой другой твари. То же и у апостолов – имена их изменены, конечно, потому, что произошло в них самих изменение, предшествовало ли сие изменение наречению или произведено им.
Так, братие, и все мы, христиане, получаем новое имя чрез существенное в нас изменение. Рождаемся мы, как и все люди, от ветхого Адама, и по сему Адаму «перстному» (см.: 1 Кор. 15, 47) и сами именуемся и бываем перстными, яков и тот перстный. Но потом возрождаемся в новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе, – и по Сему Адаму небесному именуемся и бываем небесными, яко и Он небесный (см.: Там же, 48–49). Христианин именем Христовым и украшается ради того, что от Христа Господа приемлет новую жизнь. Аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17). Совершается сие в Таинствах святых, и совершается чрез слово. Вместе со словом: «Крещается раб Божий», – умирает ветхий и рождается новый человек; вместе со словом: «Печать дара Духа Святого», – нисходят и запечатлеваются в существе нашем новые благодатные силы. Как первоначально Бог, нарекая несущие, давал им существование, так и здесь – тайнодейственное слово таинственно производит то, что намеревает. Помышляя о сем, что речем, братие? Речем: благодарение Господу о неисповедимом Его даре!
Но и только ли? О, нет! Но по имени нашему да будет и житие наше. Как Христос, воскресши, уже не умирает: так и мы, возродившись к новой жизни, во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4). Бог первичный еще прежде сложения мира <…> нарек нас во усыновление Иисус Христом (Еф. 1, 4–5). Но, нарекши так, Он тогда же «избрал», или определил, «нас в нем», к тому, чтобы быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Там же, 4).
Итак, братие, звания небеснаго причастницы (Евр. 3, 1), достойно ходите звания, в неже звани бысте (Еф. 4, 1), чтоб иначе на кого-либо и из нас не пал укор: Имя имаши, яко жив, а мертв ecи (Откр. 3, 1). Имя одно не на пользу нам. Надо к имени приложить дело. Иудеи величали себя чадами Авраама и гордились тем; но Господь что сказал им? – Вы отца вашего диавола есте (Ин. 8, 44). Так как и мы-то на деле, как видит нас Господь, хотя и не желал бы иногда видеть таковыми. Имя наше – христиане, а на деле, может быть, иной из нас язычник, иной – невер, – по образу мыслей и жизни. Таковым и видит его Бог, и таковым сокровенно называет, хотя внешне остается на нем то же имя, не в оправдание, конечно, а в укор.
Поревнуем же быть таковыми, каковыми желает нас всех видеть Бог в Господе нашем Иисусе Христе, т. е. святыми и непорочными в любви, какими и нарек Он нас в Нем прежде сложения мира (см.: Еф. 1, 4–5). А для сего: на ком лежит служение – служи; на ком учение – учи; кто начальник – начальствуй со тщанием; кто имеет достаток – подавай в простоте; между собою будем жить в любви нелицемерной, ненавидя зло и прилепляясь благому, тщанием будем неленивы, будем духом гореть, Господеви работая (см.: Рим. 12, 11) в домашних и церковных молитвах, – вообще, по апостолу, не веку сему будем сообразоваться, но преобразовываться обновлением ума, искушая, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная (Там же, 12).
Если так устроимся в житии своем и устроим в нем, преодолевая все препятствия – и внутренние, и внешние, – то смотрите, какие великие обетования возвещает нам Господь: Побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй (Откр. 2, 17). Далее: Побеждаяй, той облечется в ризы белыя, и не имам отмыти [изгладити] имене его от книг животных, и исповем имя его пред Отцем Моим и пред ангелы Его (Там же. 3, 5). Наконец: Побеждающаго сотворю столпа в церкви Бога Моего и боле [вон] не имать изыти к тому: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое (Там же, 12). Что может быть выше сего? Имеяй ухо слышати, да слышит (Там же 2, 29)! Аминь.
Святитель Феофан Затворник
Произнесено 29 июня 1861 года
Небесный Покров над нами.
М., 1996.