Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
14.06.2017

«ЭКУМЕНИЗМ – МОЗАИКА ИЗ ЕРЕСЕЙ И РАСКОЛОВ». Память преподобного Иустина (Поповича) Челийского

 


Мощи преп. Иустина в монастыре Челие

Несколькоо лет назад, с грифом «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», вышла в свет замечательная книга «Преподобный Иустин (Попович). Записки об экуменизме (новооткрытый текст)». Издание осуществлено под редакцией диакона Георгия Максимова (ныне – священника) при участии епископа Проватского Игнатия (Болгарская Православная Церковь), Станое Станковича (Сербия, Белград), А.В. Люльки и А.В. Хвесюка (Преподобный Иустин (Попович). Записки об экуменизме. Православие (альманах). Выпуск 1. М., 2012. 32 с.).

В предисловии говорится: «В 1972 году преподобный Иустин (Попович) задумал написать книгу об экуменизме. Он сделал в блокноте наброски мыслей для будущей книги, но так и не написал ее. Уже в наше время эти записки были обнаружены и опубликованы на сербском языке в 2010 году. Русскому читателю давно известен сборник работ преподобного Иустина „Православная Церковь и экуменизм“, но предлагаемые записки представляют собой иную часть духовного наследия великого сербского богослова и старца, которая стала для нас доступна только сейчас.

По мысли преподобного Иустина, слово „экуменизм“ может иметь и православное, и еретическое понимание, и он раскрывает то и другое. Еретическое понимание экуменизма для него заключается в „теории ветвей“. Стоит отметить, что на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 года „теория ветвей“ была официально осуждена...» 

Далее составители приводят короткие выдержки из некоторых положений соборного документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (подробнее об этом документе ниже – в Примечании). Думается, что в связи с развернувшейся полемикой по поводу гаванской встречи и т. н. «Всеправославного собора» под председательством давно изменившего Православию «сомолитвенника» трех римских понтификов, иудеев, англикан, мусульман и буддистов Константинопольского Патриарха Варфоломея необходимо привести эти положения, дополнив их отсутствующими в указанном выше издании:

«2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений. По этой концепции, Церковь остается единой, но это единство недостаточно проявляется в зримых формах. В такой модели единства задача христиан понимается не как восстановление утраченного единства, а как выявление единства, неотъемлемо существующего. В этой модели повторяется возникшее в Реформации учение о „невидимой церкви“.

2.5. Совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией т. н. „теория ветвей“, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“.

2.6. Для Православия неприемлемо утверждение о том, что христианские разделения являются неизбежным несовершенством христианской истории, что они существуют лишь на исторической поверхности и могут быть исцелены или преодолены при помощи компромиссных межденоминационных соглашений.

2.7. Православная Церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления.

2.8. Неприемлема мысль о том, что все разделения суть трагические недоразумения, что несогласия кажутся непримиримыми только от недостатка любви друг к другу, от нежелания понять, что при всем различии и несходстве есть достаточное единство и согласие в „главном“. Разделения не могут быть сведены к человеческим страстям, эгоизму или тем более культурным, социальным или политическим обстоятельствам. Также неприемлемо утверждение, что Православную Церковь отличают от христианских сообществ, с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Нельзя сводить все разделения и разногласия к различным небогословским факторам.

2.9. Православная Церковь отвергает также тезис о том, что единство христианского мира можно восстановить только путем совместного христианского служения миру. Христианское единство не может быть восстановлено согласием по мирским вопросам, при котором христиане окажутся едины во второстепенном и по­прежнему будут расходиться в основном» (http://patriarchia.ru/db/text/418840.html?_ctxowner=8942).

…Со времени принятия этого документа прошло 16 лет. Изучив приведенные выше положения, нетрудно заметить, насколько кардинально изменилось в определенных церковных кругах отношение к инославию. Это нашло отражение в документах Архиерейского собора 2016 года, одобрившего участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении и деятельности «Всемирного совета церквей» «ради восстановления единства христиан». Эта концепция может быть утверждена на «Всеправославном соборе», несмотря на то, что в соборном документе Церкви 2000 года конкретно сказано: «Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления». Такой путь в лоно истинной Церкви установлен для еретиков Вселенскими Соборами.

А сейчас будет очень полезно привести выдержки из творения преподобного Иустина (Поповича): 

«„Теория ветвей“ [несостоятельна, поскольку отделившиеся от Церкви сообщества суть] не [живые] ветви, но отломившиеся и иссыхающие. „Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают“ (Ин. 15, 6). И [почему] только в XVI веке [Церковь вдруг] разветвилась? Значит, нет органической связи [между Церковью и отпавшими сообществами].

+   +   +

Все ответы на вопросы экуменизма уже есть в соборности Церкви Христовой. В действительности экуменизм неестественен, нелогичен.

+   +   +

Для римо­католиков Церковь – не тело Богочеловека, но административно­государственная организация, юридическая, правовая, гуманистическая. Поэтому там и нет Церкви, но голая человеческая организация, управляемая монархом – папой. Тут и дипломатия, и все атрибуты мира сего. Римо­католицизм и протестантизм – [это просто] гуманистические общества.

+   +   +

Протестантизм – также всеересь вместе со своим родителем, папизмом. Несториане, равно как и иконоборцы – бледные привидения по сравнению с гуманистическим чудовищем протестантской ереси. А учение их о спасении, о вере – безблагодатная и безчеловечная ересь.

+   +   +

Экуменизм папский. <…> Европейский гуманизм весь из папизма. Ибо [в папизме] все Божие заменено человеческим. Это – вседогмат, необходимый и для папского государства на земле, и для рая папского, и для ада. Если это не так, то пусть папа отречется от этого догмата.

+   +   +

„Цель оправдывает средства“ – в этом весь папизм и его credo, [равно как и] весь коммунизм. Это приемлемо как для одного, так и для другого. Диктатура – их сердце… Гуманизм превращается в религию человеческих жертвоприношений, это его неминуемое завершение.

 


12 томов «Житий святых» преп. Иустина

 

 

+   +   +

Экуменическое движение – это диавольская исповедь всех гуманизмов Европы, во главе с папизмом. Исповедь европейской, гуманистически-папистской, еретической культуры, философии, цивилизации. Самоубийственная исповедь, а нужна [исповедь в духе] покаяния.

+   +   +

Проблема экуменизма решена давно: самим Богочеловеком Христом и Церковью, особенно ее соборностью и апостольностью.

+   +   +

Апостольство, Богочеловечность, Троичность – если [кто-то] в чем-либо одном [из перечисленного] через ересь отпадает от Церкви, то теряет все. Поэтому нет апостольского преемства ни во всеереси латинской, ни в продолжении папизма – протестантизме. [Там, где] всеересь – какие [могут быть] Таинства? Не существуют, а если видимым образом существуют – пусты.

+   +   +

Экуменизм. Мозаика [сложенная из] ересей и расколов. Иконостас заблуждений в храме высокоумия.

+   +   +

Спастись можно только возвращением к Богочеловеку через всеусердное и всестороннее покаяние и усвоение Православной веры Святых Апостолов, Святых Отцов, святых Вселенских Соборов», – подводит итог преподобный отец наш Иустин (Попович). 

 

Удивительное богодуховенное творение! Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17), – эти слова Евангелия преподобный Иустин исполнил своей жизнью. Великий старец и богослов-молитвенник был воистину избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святаго, посредством которого действовал Сам Господь.

Смотрите, он прямо называет папизм, протестантизм и экуменизм всеересями! Только в Церкви Православной живет Дух Святый Божий, а в католической – пребывает дух мира сего, который, по слову Святых Отцов, – дух антихриста. Принявший дух мира сего изгоняет из себя Христа и становится ходячим мертвецом. Все дело в духе!

И потому нельзя примирить истину Христову с диавольскою ложью мира сего! Дух мира сего – это лукавый дух обольщения, рисующий миражи, за которыми скрываются адские бездны. Малейший компромисс с ним – это соглашательство с ложью и злом, ведущее к отступлению от пути спасения. Принятие духа мира влечет за собой отречение от Христа!

Всякого рода протестанты, имя которым легион, – незаконнорожденные чада папизма – ушли еще дальше своего родителя по пути в бездны адские, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 43–44).  

Более 50 лет продолжаются «богословские диалоги» представителей Русской Православной Церкви с еретиками различных «деноминаций». Сколько из них искренне раскаялись, предали латинскую и прочие ереси анафеме и перешли в лоно истинной Церкви? Что­то мы о таком явлении не слышали.

А как же слова Самого Господа нашего Иисуса Христа: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших (Мф. 10, 14); Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16); и святого апостола Павла: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11)?

Экуменисты, отвергая эти евангельские заповеди, заражаются погибельным духом, обитающим в еретиках. Причем они этого не ощущают, но мыслят и действуют в соответствии с этим духом. Он командует ими. Поэтому у них утеряна способность воспринимать истину.

Небесное для них становится чуждым. Уходит и евангельская любовь. Посмотрите, в каком тоне обращаются к народу Божию общающиеся и молящиеся (невзирая на Апостольские правила!!!) с еретиками сотрудники ОВЦС в своих выступлениях и «Разъяснениях...»! А ведь, по слову святого апостола Петра, верующие люди – это царственное священство, народ святой (1 Пет. 2, 9–10), который имеет полное право голоса в церковных делах. Это не «люди из толпы», как кому-то хочется их представить, а равноправные члены Тела Церкви.

Можно знать наизусть все каноны, правила и службы, но духом пребывать далеко от Христа, что мы сегодня и наблюдаем, как это ни печально, у многих церковных деятелей. Вдвойне печально, что их слова, как своего рода гипнозу, влияют на легкомысленных людей. Больно и обидно за таких «пастырей». Куда заведут они малое стадо Христово? Недаром святитель Феофан Затворник говорил о приближении времени, когда «останется только имя христианское, а духа христианского не будет! Всех преисполнит дух мира...» В результате происходит подмена внутреннего внешним.

Скорбно, когда Церковь Православная, которая есть учреждение не от мира сего, начинает жить по законам этого мира, по сути копируя католическую модель. ...И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). В Церкви должен царствовать закон любви, а его вытесняют законы враждебного ей светского общества с его «вертикалью власти».

Любовь как единение с Богом (см.: 1 Ин. 4, 16) заменяют «нравственностью» и ложным послушанием. Крест – основу спасения – отвергают, забывая завет Спасителя (см.: Мф. 10, 38). «Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом. Какие бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал Крест Христов», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Сегодня узким путем Креста Христова шествуют единицы, а подавляющее большинство избирает путь пространный, по стезям мира сего (см.: Там же. 7, 13). Собственно, и это предречено Словом Божиим...

Вот что говорит еще один небесный наш наставник, святой мученик Михаил Александрович Новоселов: «Не будем смущаться <…> неверностью множества пастырей и архипастырей как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что дали повод к поучительной остроте: „Если епископы не одолели Церковь, то врата адовы не одолеют ее“.

Не будем недоумевать и пред тем, что часто простецы-иноки и рядовые миряне больше архипастырей обнаруживают не только ревности о деле Божием, но и разума духовного: и раньше „уши народа оказывались, – по словам святого Илария Пиктавийского, – святее сердец иерархов“. Не одними иерархами утверждалась и утверждается крепость Церкви Божией, не ими и не учеными богословами хранится святое достояние ее – Дух истины, почивший на славных первенцах ее: перенося из века в век свое небесное сокровище, Церковь Христова блюдет его при посредстве тех, имена коих написаны в Книге жизни, а не в ставленнических грамотах и ученых дипломах, ибо подлинное самосознание церковное движется не по пути иерархичности и учености, а по руслу святости.

Итак, не будем дивиться всему вышесказанному и многому другому, совершающемуся на наших глазах, ибо все сие предуказано, и не раз, Духом Святым; и не будем унывать, взирая на потопляющую будто „дом Божий“ „тайну беззакония“, ибо „деется“ она „пред взорами Бога“, пекущегося о Церкви Своей и людях Своих несравненно больше, чем печется мать об единственном чаде своем» (Святой мученик Михаил Александрович Новоселов. Письма к друзьям. М., 1994. С. 126–127).

 

В.П. ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф


<-назад в раздел

Русский календарь