Память блаженной Домники Алешковской. Провидица-утешительница
Частица мощей св. Домники
в Свято-Духовском соборе г. Херсона
Блаженная Домника Алешковская (в миру Домна Ивановна Литвиненко) родилась в 1881 году в Таврической губернии, в православной семье зажиточных крестьян. С младенческих лет святая воспитывалась в любви к Богу и молитве. Судьба ее близких доподлинно не известна, нет сведений и о ее отрочестве. Сама она рассказывала лишь, что в возрасте 15 лет, после паломничества в Киево-Печерскую лавру, у нее созрело желание посвятить себя Богу и жить в монастыре.
Вскоре, в том же 1896 году, Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенской женской Алешковской обители, где она обучилась грамоте и рукоделию. Там была домовая церковь в честь святителя и чудотворца Николая – воспитанницы посещали богослужения и совершали в храме молитвенное правило. С тех самых пор Домна особенно горячо полюбила Николая Угодника – защитника сирот и обездоленных, и почитание это пронесла через всю свою жизнь.
По окончании обучения девочкам предстояло определиться в выборе жизненного пути: идти в мир или подвизаться в монастыре. Для Домны этот вопрос был решен давно: она осталась в обители и стала послушницей.
Девочка любила уединение, в тиши которого читала Псалтирь или акафист святителю Николаю. Заметив это, игуменья благословила ей пасти монастырских телят. В одиночестве на природе она с радостью предавалась молитве. Очевидцы рассказывали, что часто видели Домнику с Псалтирью в руках в окружении пасущихся телят, которые как будто слушали ее. Животные любили кроткую девицу, так что при выгоне на пастбище не она, а они ходили за ней.
С 1900 года Алешковский монастырь переживал период расцвета. Был построен великолепный Успенский собор, отреставрирован Никольский храм, в новой трапезной устроена церковь в честь равноапостольной Нины. Обитель оградили крепостным забором с башнями, построили корпуса, расширили школу, где уже учились 60 девочек-сирот. Параллельно развивалась и духовная жизнь, просияла чудесами местная Феодоровская икона Божией Матери, и со всех сторон в святое место стали стекаться богомольцы.
Но приближался трагический 1917 год. В это время сестры начали замечать странное поведение послушницы Домники. Она оставляла скотину на пастбище, а сама уходила на кукурузное поле и там с воздетыми руками слезно молилась за обитель. Вскоре монахини поняли, что так подвижница предсказывала будущую печальную судьбу монастыря и его насельниц.
Началась революция, затем – гражданская война. Осенью 1920 года в Алешках установилась советская власть. Монастырское хозяйство, земли и здания у обители отняли и национализировали. На ее территории устроили культсовхоз «Работница», а в 1921 году – трудовую артель «Мелисса». 8 марта 1922 года из монастырских храмов изъяли церковные ценности, монахинь выгнали и открыли детскую колонию «Красные всходы». Многие насельницы нашли прибежище при храмах Херсона, но часть осталась жить возле любимой святыни, поселившись в Алешках. Послушница Домника разместилась в Алешковской слободе, недалеко от монастыря, у одной благочестивой старушки.
Всеблагой Господь в годины тяжких скорбей и испытаний дарует любящим Его милости и утешения через Своих особых избранников. Он посылает их в мир, подобно святителю Николаю, помогать нуждающимся, ободрять унывающих, обличать беззакония. Скромная послушница Домника была призвана на это служение, получив от Бога дар прозорливости. Созерцая невидимое как видимое и будущее как настоящее, матушка многим помогала советами и молитвами.
Скрывая свою необычную способность под видом юродства, она присказками, загадочными фразами или символическими действиями предрекала грядущие события. Так, например, перед закрытием монастыря она раздавала монахиням камешки, лоскутки и свечные огарки. Лишь с течением времени стал понятен смысл этих «подарков». Живя в миру, бывшие насельницы обители вынуждены были трудоустраиваться: кто на стройке – подавать камень, кто портнихой – шить одежду, а кто и при храме – алтарницей.
В голодный 1924-й год Домника переехала в Каховку и часто ходила на богомолье в Берислав. Однажды по дороге вдоль Днепра она сказала спутникам о затоплении этих мест, что впоследствии и произошло при строительстве Каховской ГЭС.
Вернулась в Алешки матушка в 1928 году. Город переименовали в Цюрупинск, все храмы были закрыты. Недалеко от дома, где поселилась святая, жили монахини Агафия и Дария. Подвижница часто их навещала, они вместе молились. Местные люди относились к ней с уважением, ласково называя ее Домочкой или Домникией; приносили ей продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, по несмышлености часто дразнили беззащитную «монашку».
Жительница Голой Пристани Надежда Саввична рассказывала, что после раскулачивания их семья обнищала, отец трудился в каменоломне, в поте лица зарабатывая на хлеб. В голод 1933 года он умер. Мама была в отчаянии, оставшись с четырьмя детьми на руках и не зная, как их теперь прокормить. И вот в очередную ночь она горько плакала и молилась Богу о помощи. На рассвете в дверь постучала незнакомка в черном (это была Домника, прежде они не знали и не видели друг друга) со словами: «Сонька, одевайся, меня Господь к тебе прислал! Одевайся! Я буду покупать хлеб, а ты будешь резать на четыре части и продавать». Так они и сделали, и в дальнейшем продолжили это занятие, приносившее хоть небольшой, но заработок, спасший семью от голодной смерти.
Также неподалеку от дома блаженной проживала другая бедная семья. Однажды святая подошла к их двору, бросила за ограду камыш и сказала: «Стройте!» Казалось бы, какая стройка, если денег совсем нет? Но обстоятельства сложились так, что через некоторое время, с помощью Божией, дом действительно был построен.
Началась Великая Отечественная война. Немцы усиленно бомбили и обстреливали город из артиллерии. Однажды Домника сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время рядом с ней неожиданно упал снаряд, срезал дерево и взорвался. С блаженной сорвало платок, книга вылетела из рук, но сама она осталась целой и невредимой, не получив ни одной царапины.
К концу войны власти позволили верующим открыть храмы, в том числе и в Цюрупинске. Но благолепный Введенский собор был разрушен, поэтому молиться приходилось в обычном доме. На богослужения собиралось много народу, среди них – и матушка Домника.
Тогда о ней уже шла молва. К подвижнице приезжали не только из ближайших селений, но и из других городов: Запорожья, Херсона, Николаева; и простые люди, и духовенство. Просили совета, молитв и благословения.
Певчая Введенского храма Анна вспоминала: «В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тетя рассказывала: видит она в окно – к дому идет Домника, зашла и говорит: „Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила“». Конечно, это была метафора, но, как говорит Анна, каким-то чудом «с тех пор денег нам стало хватать, жить начали без долгов». «Помогала нам матушка и по хозяйству, – продолжает рассказчица. – Как-то мы с тетей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: „Мария, я возле твоего сарая поставила палку“. Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, но после слов Домники на следующий день нам привезли дров, шишек, и уже было чем топить печку».
Желающим рукоположения во священный сан старица помогла найти матушек. Протоиерей Петр Бабийчук поведал такой случай из своей жизни. После окончания семинарии он трудился псаломщиком в одном из херсонских храмов. Было это во времена хрущевских гонений на Церковь. Уполномоченный по делам религий, узнав о молодом церковнике, запретил ему работать в храме и потребовал идти на завод. По совету своего друга-священника Петр обратился к блаженной Домнике. Она сказала ему: «Езжай в Берислав и Каховку». Юноша поначалу растерялся, поскольку даже не знал, есть ли там церкви. Но Божиим Промыслом все уладилось, и Петр устроился псаломщиком в Бериславе. Однажды он проведывал своего товарища по семинарии, который служил священником в Каховке, и там познакомился с девушкой, впоследствии ставшей его супругой. Так исполнилось предсказание подвижницы про Берислав и Каховку. Позже отец Петр с женой поехали к святой – поблагодарить. Матушка отца Петра была в положении, и когда они подошли к дому блаженной, та встретила их словами: «Вас трое пришло – с хлопцем». Это, еще одно, пророчество тоже вскоре сбылось: у четы действительно родился сын.
Множество и других священнослужителей по сей день благодарны Домнике за ее советы и молитвы.
Внутренняя, духовная жизнь блаженной была сокрыта от человеческих взоров. Известны лишь внешние проявления этого неуклонного и самоотверженного шествия ко Христу. Глубокая церковность – неотъемлемая черта подвижницы. Она всегда стремилась в храм Божий и даже в старости преодолевала многие километры ради соборной молитвы за богослужением. Регулярно, при возможности, святая причащалась Святых Христовых Таин (об этом свидетельствуют приобщавшие ее еще ныне здравствующие священники). И сегодня живы многие, на деле познавшие ее милосердие к ближним и строгость к себе самой…
Отошла ко Господу старица Домника 10 июня 1967 года. На погребении ее было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома ко Введенскому храму, настоятель которого совершил отпевание. Матушку похоронили на старом монастырском кладбище, на могиле установили деревянный крест. Со дня погребения к ней как к живой шли и продолжают идти люди, со своими радостями и горестями.
Надежда Саввична из Голой Пристани рассказала об одном случае посмертной помощи блаженной: «В воскресенье у моей подруги Нины сильно заболел зуб, а больница была закрыта. Я повела ее к знакомому блаженной Домники, зубному врачу Василию. Он определил, что Нине срочно надо в больницу, а он помочь здесь не может. Тогда я подумала про себя: „Называется верующие! Человек страдает, а он... И как только матушка Домника с ним общалась?“ Ночью во сне мне явилась святая и говорит: „Ты делай, как ты знаешь, а я делала, как я знала“. Так подвижница меня вразумила, что нельзя никого осуждать… А зубная боль прошла в тот же день».
10 декабря 2008 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», были обретены мощи угодницы Божией. В гробу обнаружили хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтвердило предположения о том, что Домника была монахиней. Честные останки подвижницы с благоговением поместили в раку и перенесли в храм равноапостольной Нины, где они почивают и поныне.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 25 марта 2009 года блаженная Домника Алешковская была причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По материалам официального сайта
Херсонской епархии УПЦ МП
(http://pravoslavie.ks.ua)