В 1827 году родился государственный деятель Константин Петрович Победоносцев
К.П. Победоносцев
Смотрю отсюда на творение Божие,
на все, что было Им послано мне,
что поставлено около меня,
что по воле Его собрано в моей
жизни, и, положа руку на сердце,
из глубины сердца и совести
говорю: вся добра зело!
Константин ПОБЕДОНОСЦЕВ
Ярким примером предвзятости мнения о многих исторических личностях служат распространенные суждения о выдающемся русском государственном деятеле XIX – начала XX века статссекретаре Константине Петровиче Победоносцеве.
Константин Петрович, незаурядный политик, ученыйправовед, талантливый публицист, идеолог самодержавия, родился в Москве в 1827 году, а скончался в СанктПетербурге 10 марта 1907 года, прожив полную и насыщенную трудами жизнь на благо Отечества. Преподавал законоведение наследникам престола, будущим Императорам Александру III и Николаю II.
Естественно, что злобным очернением его занимались именно те, кому ненавистна была православная самодержавная монархия, неотрывность которой от самого бытия России исповедовал Победоносцев. Разрушительные силы вполне себе представляли, какого мощного врага имели они в лице этого глубоко идейного, умного и всесторонне образованного государственного мужа, способного словом, пером и делом отстаивать святую для Отечества истину и разоблачать лживость и порочность тех, кто продолжал пагубное дело творцов французской революции. Ненависть к Победоносцеву недоброжелателей, желавших похоронить Россию, понятна. Но тем непонятнее травля его теми людьми, что придерживались, казалось бы, здравых взглядов. Многие из них не умели оценить ту огромную положительную силу, какую являл этот истинный христианин, крупный законовед, опытный и ревностный слуга четырех монархов и прямодушный советник трех из них, неустанно трудившийся на пользу и во славу Церкви и Российской Империи.
Близкий духом идеалистамславянофилам, Победоносцев не замкнулся в своем петербургском кабинете, а стремился установить тесные связи с людьми во всех уголках необъятной России – людьми, не за страх, а за совесть самоотверженно трудившимися на местах.
Объективное представление о Победоносцеве дают не только его научные труды, принесшие ему звание почетного члена Московского, Петербургского, Киевского, Казанского и Юрьевского университетов и члена Французской академии; не только его замечательный «Московской сборник», в свете которого ясно раскрывается печальная современность, им давно понятая; не только его проникновенные «Господские праздники» и многое иное, ранее опубликованное, – но даже то, что было обнародовано о нем большевиками.
В 1923 году в советской стране первым и единственным томом вышла (в двух частях) книга «К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Novum Regnum». Туда попало и письмо от 28 апреля 1893 года, в котором он обращался к Императору Александру III: «Вашему Величеству памятно, что в первые годы Вашего царствования Вы оказывали мне близкое доверие. Следы его действительно хранятся у меня, но не в виде какихлибо записок. Это разного рода бумаги, которые характеризуют эпоху с ее волнениями, отчасти все то, что от Вас мне присылалось, и записочки Ваши. С своих писем ничего у меня не оставляется, ибо я пишу все прямо набело. Все эти материалы никому, кроме меня, не известны, но я собрал их по годам в папки, коих имею несколько, с надписью: „Novum Regnum“. Вот – одно, что после меня останется в качестве исторического материала, – и все это я готов буду теперь сдать в безопасное место...»
В 1926 году была напечатана еще одна книга – «Письма Победоносцева к Александру III», содержавшая также корреспонденцию к Императору Николаю II и Великому Князю Сергею Александровичу.
Как известно, 21 марта 1901 году Победоносцев обратился со следующим письмом к Императору Николаю II: «Мне уже, по закону природы, недолго остается жить и действовать. Но я не желаю никак, чтобы доброе Ваше мнение обо мне колебалось, и потому прошу Ваше Величество принять во внимание прилагаемую при сем правдивую повесть о себе самом и о судьбе моей. Вашего Величества преданнейший – Константин Победоносцев».
Повесть эта начиналась так: «Родился я в Москве, в семье профессора Московского университета. У отца моего было 11 человек детей, кои все устроены трудами отца. Воспитан в семье благочестивой, преданной Царю и Отечеству, трудолюбивой. Меня, последнего сына, отец свез в Петербург и успел определить в 1841 году в Училище правоведения. Я окончил курс в 1846 году и поселился в родном доме в Москве, на службе в Сенате. По природе нисколько не честолюбивый, я ничего не искал, никуда не просился, довольный тем, что у меня было, и своей работою; преданный умственным интересам, не искал никакой карьеры и всю свою жизнь не просился ни на какое место, но не отказывался, когда был в силах, ни от какой работы и ни от какого служебного поручения. В 50х годах Московский университет, оскудев профессорамиюристами, обратился ко мне, и я не отказался, оставаясь на службе в Сенате, читать там лекции, по восемь часов в неделю, в течение пяти лет…»
Из ряда научных трудов Победоносцева самый главный – «Курс гражданского права», увидевший свет в 1868 году и выдержавший несколько изданий. Б. Глинский писал в 1912 году в «Историческом вестнике», что «курс этот, являясь у нас первой самостоятельной и детальной разработкой действующего русского права в его истории и в связи с практикой, получил в нашей литературе большую научную и практическую цену, сделавшись противовесом германской романистической схоластике, отрешившейся от истории и современного права в его новейших, не схожих с римским образованиях».
Остро переживал Победоносцев события на Балканах, когда Сербия и Черногория выступили против Турции и начались турецкие зверства в Болгарии. Волновала его недостаточная подготовленность России к надвигавшейся войне. 12 октября 1876 году он писал Цесаревичу в Ливадию: «Сил в нас очень много, земля наша велика и обильна, народ наш молодой и свежий, подъем духовный нашей природы легок и могуч, но без управы, без хозяйства все это пропадет, как пропадают в бою богатырисолдаты наши без способных офицеров. <...> Вся тайна русского порядка и преуспеяния – наверху, в лице Верховной власти. Не думайте, чтобы подчиненные Вам власти себя ограничили и поставили на дело, если Вы себя не ограничите и не поставите на дело. Где Вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвигнет на дело, Ваше ослабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью – вот что значит тот союз с землею, в котором Вы родились, и та власть, которая Вам суждена от Бога. Придет, быть может, пора, когда льстивые люди – те, что любят убаюкивать монархов, говоря им одно приятное, – станут уверять Вас, что стоит лишь дать государству так называемую конституцию на западный манер – все пойдет гладко и разумно и власть может совсем успокоиться. Это ложь, и не дай, Боже, истинному русскому человеку дожить до того дня, когда ложь эта может осуществиться…»
В самый день цареубийства Победоносцев писал воцарившемуся Императору Александру III: «Бог велел нам переживать нынешний страшный день. Точно кара Божия обрушилась на несчастную Россию. Хотелось бы скрыть лицо свое, уйти под землю, чтобы не видеть, не чувствовать, не испытывать... Боже, помилуй нас! Но для Вас этот день еще страшнее, и, думая об Вас в эти минуты, что кровав порог, через который Богу угодно было провести Вас в новую судьбу Вашу, вся душа моя трепещет за Вас страхом неизвестного грядущего на Вас и на Россию, страхом великого несказанного бремени, которое на Вас положено. Любя Вас как человека, хотелось бы как человека спасти Вас от тяготы в привольную жизнь; но нет на то силы человеческой, ибо так благоволил Бог. Его была святая воля, чтобы Вы для этой цели родились на свет и чтоб брат Ваш возлюбленный, отходя к Нему, указал Вам на земле свое место».
Победоносцев призывал Государя «править крепкою рукою и твердой волей»: «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твердо, чего она хочет и чего не хочет и не допустит никак...»
Яркое и решительное письмо написал он 6 марта, заканчивая его словами: «Ваше Величество, один только есть верный, прямой путь – встать на ноги и начинать, не засыпая ни на минуту, борьбу самую святую, какая только бывала в России. Весь народ ждет властного на это решения, и, как только почует державную волю, все поднимется, все оживится и в воздухе посвежеет».
Государь ответил ему: «Благодарю от всей души за душевное письмо, которое я вполне разделяю. Зайдите ко мне завтра в три часа, я с радостью поговорю с Вами. На Бога вся моя надежда. А.».
Могила К.П. Победоносцева в Санкт-Петербурге
Победоносцев прошел жизненный путь рачительного и мудрого сына России, не зарывшего, а приумножившего таланты, дарованные ему Господом Богом. Ревностное служение Церкви, Царю и Отечеству начал он в славное царствование Императорарыцаря Николая I, им столь почитаемого, и, послужив не за страх, а за совесть 61 год, упокоился в царствование его правнука, благочестивого Николая II. Ни разу не сходил он с прямого пути, и слова его никогда не расходились с делом.
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА
По книге Н.Д. ТАЛЬБЕРГА
«Очерки истории Императорской
России». М., 2006.