Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Святитель Афанасий Великий. О том, как православным относиться к еретикам 15.05.2017

Святитель Афанасий Великий. О том, как православным относиться к еретикам

О том, как православным относиться к еретикам

   I. Св. Афанасий великий, ныне прославляемый, родом из Александрии, был наставлен в мирской и в христианской мудрости и потому еще в сане диакона, бывши на 1-м вселенском соборе, явил в себе ревнителя православия и сильнаго обличителя еретиков. Возведенный 28-ми лет в епископы Александрии, он всю жизнь провел в борьбе с арианами! Когда основатель ереси, Арий, сосланный в заточение по определению 1 го вселенскаго собора, был по просьбе сильных лиц возвращен из ссылки и многими церквами принят в общение, тогда один Афанасий не хотел принять еретика. «Еретики, вооружающиеся против Христа Спасителя, не имеют ничего общаго с истинными чадами церкви Христовой», писал св. Афанасий императору Константину. Озлобленные ариане оклеветали Афанасия пред императором Константином Великим, будто Афанасий обременял народ тяжкими налогами, сносился с врагами империи, убил епископа Арсения и отрубленною его рукой чародействовал. Осужденный, по клеветам врагов, Афанасий должен был скрываться в дальния страны, а оставленная им паства, всегда горячо любившая его, терпела от насилия еретиков. Только к концу жизни он возвратился в Александрию и мирно прожил до смерти, случившейся в 373 г. по Р. X.

   За свои сочинения о христианских истинах и за ревность к православию Афанасий называется «отцом православия».

   II. Мы видели, братия, как относился к еретикам такой столп православия, как св. Афанасий Великий: он не желал иметь с ними никакого общения. Подражая сему учителю веры и борцу за православие, и мы должны во всех своих отношениях с еретиками, а также раскольниками и сектантами, наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться их по истине душеубийственным учением.

    Посмотрим, как относились к еретикам другия святые, как говорят об этом церковныя правила; укажем и на то, можно ли читать еретическия сочинения.

   а) Еще «при жизни апостола Иоанна Богослова», жил один лжеучитель по имени Керинф. Этот лжеучитель желал быть христианином; но утверждал, что I. Христос не есть Сын Божий, имеющий единое существо с Богом Отцем, а есть творение, подобное всем другим творениям, но только первое и наилучшее. Однажды этот нечестивый лжеучитель, унижавший достоинство Сына Божия, отправился в баню, бывшую в городе Ефесе. Туда же с некоторыми христианами вошел и ап. Иоанн. Но услыхав, что Керинф находится там, св. апостол сказал спутникам своим: «бежим отсюда; баня может загореться, ибо в ней находится нечестивый человек». Таким образом св. апостол не желал быть даже под одною крышею с нечестивцем, дерзнувшим отвергать Божество И. Христа. Этот же св. апостол и проповедник христианской любви, кротко относившийся ко всем грешникам, поучает христиан: «кто приходит к вам и не приносит сего учения (именно того, что И. Христос есть единородный Сын Божий), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его». (См. кн. «Уроки по закону Божию», вып. II. А. Царевск., стр. 55–56).

    Подобным же образом вели себя по отношению к лжеучителям, искажавшим основныя истины христианскаго учения, и другие святые. Однажды еретики ариане распространили молву, будто всеми уважаемый «подвижник» и «пустынник «Антоний великий» вступил с ними в дружественныя отношения. Удивленный их дерзкою ложью, св. Антоний воспылал праведным гневом и немедленно пошел в Александрию. Там пред епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечами антихриста.

   Было бы ошибочно думать, чтобы Антоний чрез этот поступок нарушил добродетель христианскаго терпения и кротости... Не обличив дерзкую клевету, он подал бы случай другим о себе соблазняться: а что ужаснее, – невежды, которые не могут проникать намерений великаго человека, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать в этом случае было бы опасно и грешно. (См.: «Учил. благоч.», изд. 14, т. 1, ч. III, стр. 164).

   б) Теперь послушаем, что говорят церковныя правила о взаимных отношениях православных христиан с еретиками. Правила церкви относительно обращения православных с еретиками говорят следующее: «не дозволяется ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с церковию, и лиц, чуждающихся одной церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто либо из епископов, или пресвитиров, или диаконов, или кто либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель закона церковнаго». (Антиох. соб. пр. 2). «Аще кто с отлученным от общения молится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен». (Прав. св. апост. 10).

   в) После сего не трудно видеть, что грешно не только читать, но даже держать у себя неправославныя книги, например еретическия и раскольническия. Пресвитер Кириак, державший в своей келлии еретическия сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности следующим видением: он видел стоящих около своей келлии Жену, одетую в багряницу, и с Нею двух мужей, в коих он узнал пресв. Богородицу и сопутствовавших ей Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В неизреченной радости благоговейвый пресвитер бросился ко стопам Богоматери и просил посетить его келлию. Но Она не согласилась, не смотря на его слезныя просьбы, и наконец сказала: «как же ты хочешь, чтобы Я вошла к тебе, когда ты в своей келлии держишь врага Моего?»

   Пробудившись от сна, Кириак в глубокой скорби начал размышлять: «кто бы это мог быть врагом пресв. Богородицы? Кроме меня со мною никого не было в келлии». Чрез несколько времени, занявшись чтением книг, пресвитер нашел между ними поучения еретика Нестория, осужденнаго на 3-м вселенском соборе за то, что называл пресвятую Богородицу не Богородицею, а Христородицею, как бы от нея родился простой человек, а не вместе и Бог. Теперь только Кириак понял, кто был в его келлии враг пресв. Богородицы. Он тотчас сжег еретическую книгу, сказав: «пусть же с этих пор не будет у меня врага пресвятыя Богородицы». (Пролог, 1 окт.).
   III. Итак, да научат нас эти примеры святых и церк. правила не иметь никакого общения с еретиками в делах веры. (Свящ. Г. Дьяченко).

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

<-назад в раздел

Русский календарь