18.04.2017
I. Св. препод. Марк афинский, память коего совершается ныне, был чудный подвижник. Он подвизался в пустыне Ливийской, на горе Фраческой. Вот как сам он разсказывал о своей жизни св. старцу Серапиону, котораго Бог прислал к нему в последний день его жизни: «95 лет я живу в этой пустыне, и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц и никаких животных. Первыя 30 лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землею, а жажду – морскою водою; одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслию в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После 30-ти лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле у меня выросли волосы, которые защищали от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня». – «Есть ли ныне в мире святые с такою чудодейственною верою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы с своих мест?» спросил Марк Серапиона после того, как он разсказал ему свою жизнь. И при этих словах Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее. Марк пригласил Серапиона помолиться, затем сказал: «велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесныя». При этом послышался с неба голос: «принесите Мне из пустыни вернаго Моего раба, совершеннаго христианина. Иди и почий, Марк», и Марк испустил дух. Серапион видел душу его, возносимую ангелами на небо.
II. Мы видели, братия, что преподобный Марк афинский избрал не широкий путь жизни, состоящий в потворстве своей чувственной природе и служении страстям, в праздной и грешной жизни, но узкий, соединенный с голодом, холодом, трудами, пощениями и бдениями. И этот путь, как мы видели, привел его в царствие небесное, тогда как другой неизбежно должен был бы привести его на место вечных мучений.
Пути, по которым совершает человек свое странствование на земле, представляются многочисленными и разнообразными, как разнообразна самая деятельность человеческая. Но, судя по свойству этих путей, их собственно два: один – путь греха и порока, другой – путь добродетели.
а) Первый путь называется в евангелии широким (Мф. 7:13). Он привлекает к себе людей благами и сокровищами земли, обольщает удовольствиями, манит всем тем, что льстит чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идут все, которые любят давать простор своему разуму в делах самой веры, не хотят подчинять его Божественному откровению и «пленить в послушание Христово» (2 Кор. 10:5); все, которые дают простор своим страстям и своей воле, свергая с нея «благое иго» заповедей Христовых (Матф. 11:30); все непокоряющиеся св. церкви и ея уставам, неповинующиеся предержащим властям, противящиеся своим родителям. На этом пути находятся и «блудницы», и «прелюбодеи, и сквернители», и «лихоимцы», и «татие», и «пьяницы», и «досадители», и «хищницы» (1 Кор. 6:9 и 10). Здесь сластолюбцы, «имже Бог чрево» (1 Фил. 3:19), и соблазнители, «прельщающие души неутверждены» (2 Петр. 2:14), и клятвопреступники, и убийцы, притеснители вдов и сирот. Здесь не только явные нечестивцы, но и все фарисействующие христиане, которые часто восклицают: «Господи, Господи» (Матф. 7:21«), и стараются иметь «образ благочестия», на самом же деле «отвергаются силы» его и божественную «истину содержат в неправде» (2 Тим. 3:5; Рим. 1:18). Вообще путь так просторен, что помещает всех грешников, как они ни безчисленны на земле и даже в самом христианстве.
б) Другой путь есть путь тесный (Матф. 7:14), по множеству препятствий, которыя встречаются на нем, трудностей, которыя должно преодолеть, жертв, какия неизбежно принести. Чтобы вступить на этот путь, необходимо «отвергнуться себе» (Марк. 8:34), «покаяться» во всех своих грехах (Матф. 3:2), «умертвить уды» и все порочныя привязанности наши, «яже на земли» (Кол. 3:5). Чтобы итти по этому тесному пути, надобно стеснить, ограничить, смирить себя во всем: подчинить свой ум вере Христовой, волю – закону Божию, сердце – обетованиям евангельским, всю духовную деятельность – руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом, и для того, в полном всеоружии Божием, постоянно «трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духом» (1 Петр. 5:8; Еф. 6:10-18). Надобно благодушно, с христианским мужеством переносить многия скорби, напасти и всякаго рода гонения, которыми усеян этот путь от начала до конца (2 Тим. 3:12). Надобно быть готовым прощать все обиды, любить самых врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас, молиться за творящих нам напасть (Матф. 5:44).
Кто же идет по этому пути? Увы, «мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7:14): по нем идут только одни истинные последователи И. Христа, Который «вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». (Евр. 12:2), крест самоотвержения и послушания воле Божией, крест бедствий и скорбей, и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» (Фил. 2:8).
III. Теперь, братие, можете каждый сами определить, кто из вас куда идет. Если вы шествуете путем широким: то знайте, что он, по слову Спасителя, «ведет в пагубу» (Матф. 7:13), – туда, где червь не умирает и огнь не угасает (Марк. 9:48), где будет «мука вечная» (Матф. 25:46), «плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) и где не дастся грешникам ослабы и покоя «во веки веков» (Апок. 20:10). Если же вы находитесь на тесном пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведет «в живот» (Матф. 7:14), ведет ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, где нет «ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти» (Апок. 21:4), а откроется для праведников вечное блаженство (Евр. 9:15) и вечная слава (2 Кор. 4:17).
Но итти, по своей воли итти во огнь вечный, к своей вечной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вечных благ, предлагаемых нам на небеси – кто не содрогнется при одной мысли об этом?
О, остановитесь, грешники, на своем широком пути и образумьтесь! Как ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назад и вступить на тесный путь добродетели. Как ни многочисленны и тяжки ваши грехи, – покайтесь: «кровь И. Христа очищает нас от всякаго греха» (1 Иоан. 1:7). Как ни слабы ваши нравственныя силы, – молитесь: «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и Отец небесный «даст Духа просящим у Него» (Лук. 11:13). А благодатию Св. Духа, при вашей вере и христианских подвигах, «обильно приподастся вам» и «вход в вечное царство Господа нашего» и «Спаса И. Христа» (2 Петр. 1:11). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д-ко по Чет.-Мин. и слову Макария, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11–15).
<-назад в раздел
Преподобный Марк Афинский
О путях жизни – широком, ведущем в ад, и узком, ведущем в жизнь вечную
I. Св. препод. Марк афинский, память коего совершается ныне, был чудный подвижник. Он подвизался в пустыне Ливийской, на горе Фраческой. Вот как сам он разсказывал о своей жизни св. старцу Серапиону, котораго Бог прислал к нему в последний день его жизни: «95 лет я живу в этой пустыне, и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц и никаких животных. Первыя 30 лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землею, а жажду – морскою водою; одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслию в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После 30-ти лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле у меня выросли волосы, которые защищали от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня». – «Есть ли ныне в мире святые с такою чудодейственною верою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы с своих мест?» спросил Марк Серапиона после того, как он разсказал ему свою жизнь. И при этих словах Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее. Марк пригласил Серапиона помолиться, затем сказал: «велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесныя». При этом послышался с неба голос: «принесите Мне из пустыни вернаго Моего раба, совершеннаго христианина. Иди и почий, Марк», и Марк испустил дух. Серапион видел душу его, возносимую ангелами на небо.
II. Мы видели, братия, что преподобный Марк афинский избрал не широкий путь жизни, состоящий в потворстве своей чувственной природе и служении страстям, в праздной и грешной жизни, но узкий, соединенный с голодом, холодом, трудами, пощениями и бдениями. И этот путь, как мы видели, привел его в царствие небесное, тогда как другой неизбежно должен был бы привести его на место вечных мучений.
Пути, по которым совершает человек свое странствование на земле, представляются многочисленными и разнообразными, как разнообразна самая деятельность человеческая. Но, судя по свойству этих путей, их собственно два: один – путь греха и порока, другой – путь добродетели.
а) Первый путь называется в евангелии широким (Мф. 7:13). Он привлекает к себе людей благами и сокровищами земли, обольщает удовольствиями, манит всем тем, что льстит чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идут все, которые любят давать простор своему разуму в делах самой веры, не хотят подчинять его Божественному откровению и «пленить в послушание Христово» (2 Кор. 10:5); все, которые дают простор своим страстям и своей воле, свергая с нея «благое иго» заповедей Христовых (Матф. 11:30); все непокоряющиеся св. церкви и ея уставам, неповинующиеся предержащим властям, противящиеся своим родителям. На этом пути находятся и «блудницы», и «прелюбодеи, и сквернители», и «лихоимцы», и «татие», и «пьяницы», и «досадители», и «хищницы» (1 Кор. 6:9 и 10). Здесь сластолюбцы, «имже Бог чрево» (1 Фил. 3:19), и соблазнители, «прельщающие души неутверждены» (2 Петр. 2:14), и клятвопреступники, и убийцы, притеснители вдов и сирот. Здесь не только явные нечестивцы, но и все фарисействующие христиане, которые часто восклицают: «Господи, Господи» (Матф. 7:21«), и стараются иметь «образ благочестия», на самом же деле «отвергаются силы» его и божественную «истину содержат в неправде» (2 Тим. 3:5; Рим. 1:18). Вообще путь так просторен, что помещает всех грешников, как они ни безчисленны на земле и даже в самом христианстве.
б) Другой путь есть путь тесный (Матф. 7:14), по множеству препятствий, которыя встречаются на нем, трудностей, которыя должно преодолеть, жертв, какия неизбежно принести. Чтобы вступить на этот путь, необходимо «отвергнуться себе» (Марк. 8:34), «покаяться» во всех своих грехах (Матф. 3:2), «умертвить уды» и все порочныя привязанности наши, «яже на земли» (Кол. 3:5). Чтобы итти по этому тесному пути, надобно стеснить, ограничить, смирить себя во всем: подчинить свой ум вере Христовой, волю – закону Божию, сердце – обетованиям евангельским, всю духовную деятельность – руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом, и для того, в полном всеоружии Божием, постоянно «трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духом» (1 Петр. 5:8; Еф. 6:10-18). Надобно благодушно, с христианским мужеством переносить многия скорби, напасти и всякаго рода гонения, которыми усеян этот путь от начала до конца (2 Тим. 3:12). Надобно быть готовым прощать все обиды, любить самых врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас, молиться за творящих нам напасть (Матф. 5:44).
Кто же идет по этому пути? Увы, «мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7:14): по нем идут только одни истинные последователи И. Христа, Который «вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». (Евр. 12:2), крест самоотвержения и послушания воле Божией, крест бедствий и скорбей, и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» (Фил. 2:8).
III. Теперь, братие, можете каждый сами определить, кто из вас куда идет. Если вы шествуете путем широким: то знайте, что он, по слову Спасителя, «ведет в пагубу» (Матф. 7:13), – туда, где червь не умирает и огнь не угасает (Марк. 9:48), где будет «мука вечная» (Матф. 25:46), «плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) и где не дастся грешникам ослабы и покоя «во веки веков» (Апок. 20:10). Если же вы находитесь на тесном пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведет «в живот» (Матф. 7:14), ведет ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, где нет «ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти» (Апок. 21:4), а откроется для праведников вечное блаженство (Евр. 9:15) и вечная слава (2 Кор. 4:17).
Но итти, по своей воли итти во огнь вечный, к своей вечной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вечных благ, предлагаемых нам на небеси – кто не содрогнется при одной мысли об этом?
О, остановитесь, грешники, на своем широком пути и образумьтесь! Как ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назад и вступить на тесный путь добродетели. Как ни многочисленны и тяжки ваши грехи, – покайтесь: «кровь И. Христа очищает нас от всякаго греха» (1 Иоан. 1:7). Как ни слабы ваши нравственныя силы, – молитесь: «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и Отец небесный «даст Духа просящим у Него» (Лук. 11:13). А благодатию Св. Духа, при вашей вере и христианских подвигах, «обильно приподастся вам» и «вход в вечное царство Господа нашего» и «Спаса И. Христа» (2 Петр. 1:11). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д-ко по Чет.-Мин. и слову Макария, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11–15).
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко