04.04.2017
Так верен был до смерти Христу Богу св. священномученик Василий. Великую награду он получил от Бога, ту награду, которая обещана всем мученикам за веру Христову, при одном представлении которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесех.
II. Ныне нет уже, братия, гонителей за веру, нет и гонений и мучений за нее. Как же нам можно исполнять сию заповедь? Ужели должно итти в такия страны, где мы можем найти себе смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды?
Просил некогда один инок преподобнаго Пахомия великаго, чтобы он помолился о нем, дабы сподобил его Господь быть мучеником за веру, и вот что отвечал ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены во искушение. Но терпи лучше всякий подвиг избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочным житием, и удостоишъся чести вместе с мучениками на небесах».
Итак можно, братия, достигнуть высокой степени блаженства и без мученичества за веру, а ревностным исполнением своих христианских обязанностей и упражнением себя в высоких подвигах евангельских добродетелей, при постоянной борьбе с миром, плотию и диаволом, которые заменят для нас древних мучителей.
а) Всматриваясь в свою жизнь, много ли мы видим в себе и других расположения к борьбе с миром и его соблазнами? Есть ли у нас стремление к добровольному отречению от благ мира? Терпеливы ли бываем к лишениям и невзгодам этой жизни? Безропотно ли переносим ея недостатки, нужды, скорби, озлобления? Посмотрите, какая почти всеми овладела страсть к богатству, к стяжанию, к приобретению благ этого мира, с какою жадностию и неразборчивостию средств рвем мы их друг у друга, как надмеваемся богатея, как отчаяваемся беднея?
Что все это показывает, как не наше маловерие? Оно показывает, что в своей жизни мы полагаемся не на Бога – нашего кормителя и питателя, а на свои богатства, – что, приобретая эти богатства, мы думаем, что проживем с ними и без Бога, а, напротив, теряя их, думаем, что без них и дня не проживем. А при таком маловерии можем ли мы быть исповедниками своей веры, чтобы проявлять ее в своей жизни и делах, в подвигах несения креста нестяжательности, добровольной нищеты и отречения от благ мира? Подвиг этот требует самопожертвования и терпения, а без веры не может быть этого терпения.
б) Посмотрите затем, много ли мы способны и расположены к борьбе с плотию так, чтобы распинать ее со страстями и похотями? Много ли между нами живущих и трудящихся не для плоти, а ради царствия небеснаго, много ли таких, которые бы отказались от каких-нибудь удобств этой временной жизни, чтобы заслужить жизнь лучшую на небе вместе с Богом? Нет, всю почти жизнь свою мы живем и трудимся только в свою плоть, о том, только и печемся, чтобы упитывать и утучнять свое тело, окружив его всеми удобствами и всякими излишествами жизни. Много ли мы презираем удовольствия и наслаждения этой плоти и мира, и отказываемся от них ради царствия Божия, а не по необходимости? Не о блаженстве вечном к сожалению помышляем и не к нему стремимся душою и сердцем, а очень часто к удовольствиям и наслаждениям этой временной жизни, в которой одной только многие из нас и полагают все свои чаяния и надежды. Оттого-то мы и неспособны ни на какие высокие добродетельные подвиги, даже как бы не верим в эти подвиги, потому что сами предпочитаем земное небесному.
в) Если посмотрим, наконец, на то, как христианин борется с последним врагом своего спасения диаволом, то и тут найдем весьма слабые признаки борьбы. Чем прогоняется и обезсиливается враг нашего спасения? Молитвою к Богу и постом, по учению И. Христа. Но как мало истинных молитвенников и истинных постников в наше время! Как часты и справедливы жалобы пастырей на пренебрежение пасомыми общественнаго богослужения и ослабление постов!
III. Итак, братия, будем больше и усерднее бороться с врагами нашего спасения – миром, плотию и диаволом. Тогда и мы будем участвовать в подвигах мученичества и в высшей награде обещанной за мученичество; будем меньше полагаться на богатство, больше надеяться на Бога и в Него веровать. Меньше любить удовольствия, больше любить Бога; меньше искать наслаждений, больше стремиться к благам небесным и возноситься к Богу всею душею и всем сердцем; станем приобретать терпение не в снискании благ земных, а в достижении благ небесных, научимся страдать и мучиться не за блага земныя, а за Христа. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Аминь.
<-назад в раздел
Священномученик Василий, пресвитер Анкирский. Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Чем мы можем заменить мученичество за веру?
I. Св. Василий, память коего ныне совершают, был ревностный защитник веры Христовой и часто обличал в заблуждениях еретиков и язычников. При Юлиане отступнике за безбоязненную проповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям. Из кожи его каждый день выкраивали по семи ремней и, когда вся кожа была истерзана, его пронзили раскаленными рожнами, после чего он и скончался (в 363 г.).
Так верен был до смерти Христу Богу св. священномученик Василий. Великую награду он получил от Бога, ту награду, которая обещана всем мученикам за веру Христову, при одном представлении которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесех.
II. Ныне нет уже, братия, гонителей за веру, нет и гонений и мучений за нее. Как же нам можно исполнять сию заповедь? Ужели должно итти в такия страны, где мы можем найти себе смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды?
Просил некогда один инок преподобнаго Пахомия великаго, чтобы он помолился о нем, дабы сподобил его Господь быть мучеником за веру, и вот что отвечал ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены во искушение. Но терпи лучше всякий подвиг избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочным житием, и удостоишъся чести вместе с мучениками на небесах».
Итак можно, братия, достигнуть высокой степени блаженства и без мученичества за веру, а ревностным исполнением своих христианских обязанностей и упражнением себя в высоких подвигах евангельских добродетелей, при постоянной борьбе с миром, плотию и диаволом, которые заменят для нас древних мучителей.
а) Всматриваясь в свою жизнь, много ли мы видим в себе и других расположения к борьбе с миром и его соблазнами? Есть ли у нас стремление к добровольному отречению от благ мира? Терпеливы ли бываем к лишениям и невзгодам этой жизни? Безропотно ли переносим ея недостатки, нужды, скорби, озлобления? Посмотрите, какая почти всеми овладела страсть к богатству, к стяжанию, к приобретению благ этого мира, с какою жадностию и неразборчивостию средств рвем мы их друг у друга, как надмеваемся богатея, как отчаяваемся беднея?
Что все это показывает, как не наше маловерие? Оно показывает, что в своей жизни мы полагаемся не на Бога – нашего кормителя и питателя, а на свои богатства, – что, приобретая эти богатства, мы думаем, что проживем с ними и без Бога, а, напротив, теряя их, думаем, что без них и дня не проживем. А при таком маловерии можем ли мы быть исповедниками своей веры, чтобы проявлять ее в своей жизни и делах, в подвигах несения креста нестяжательности, добровольной нищеты и отречения от благ мира? Подвиг этот требует самопожертвования и терпения, а без веры не может быть этого терпения.
б) Посмотрите затем, много ли мы способны и расположены к борьбе с плотию так, чтобы распинать ее со страстями и похотями? Много ли между нами живущих и трудящихся не для плоти, а ради царствия небеснаго, много ли таких, которые бы отказались от каких-нибудь удобств этой временной жизни, чтобы заслужить жизнь лучшую на небе вместе с Богом? Нет, всю почти жизнь свою мы живем и трудимся только в свою плоть, о том, только и печемся, чтобы упитывать и утучнять свое тело, окружив его всеми удобствами и всякими излишествами жизни. Много ли мы презираем удовольствия и наслаждения этой плоти и мира, и отказываемся от них ради царствия Божия, а не по необходимости? Не о блаженстве вечном к сожалению помышляем и не к нему стремимся душою и сердцем, а очень часто к удовольствиям и наслаждениям этой временной жизни, в которой одной только многие из нас и полагают все свои чаяния и надежды. Оттого-то мы и неспособны ни на какие высокие добродетельные подвиги, даже как бы не верим в эти подвиги, потому что сами предпочитаем земное небесному.
в) Если посмотрим, наконец, на то, как христианин борется с последним врагом своего спасения диаволом, то и тут найдем весьма слабые признаки борьбы. Чем прогоняется и обезсиливается враг нашего спасения? Молитвою к Богу и постом, по учению И. Христа. Но как мало истинных молитвенников и истинных постников в наше время! Как часты и справедливы жалобы пастырей на пренебрежение пасомыми общественнаго богослужения и ослабление постов!
III. Итак, братия, будем больше и усерднее бороться с врагами нашего спасения – миром, плотию и диаволом. Тогда и мы будем участвовать в подвигах мученичества и в высшей награде обещанной за мученичество; будем меньше полагаться на богатство, больше надеяться на Бога и в Него веровать. Меньше любить удовольствия, больше любить Бога; меньше искать наслаждений, больше стремиться к благам небесным и возноситься к Богу всею душею и всем сердцем; станем приобретать терпение не в снискании благ земных, а в достижении благ небесных, научимся страдать и мучиться не за блага земныя, а за Христа. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Аминь.