08.03.2017
Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа?
I. Св. свящ.-мученик Поликарп, память коего совершается ныне, был учеником ап. Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа смирнскаго. Когда открылось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсул старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живым!» Проконсул уступил. Тотчас же народ стал собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам и в один миг костер был готов. Усерднее всех работали иудеи. Поликарп сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать к костру железными цепями, но он сказал: «это не нужно, Тот, кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре». Исполнили желание св. старца, и он сам взошел на костер; но тут совершилось чудо, которое изумило всех: пламя окружило святаго старца, сходясь над ним на подобие свода, и тело его оставалось невредимо. Тогда начальники велели пронзить его длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это возбудило удивление язычников. Иудеи заметив, что христиане желают взять тело Поликарпа, упросили проконсула сжечь тело. Согласие проконсула было дано. Но христиане собрали кости и берегли как святыню; а в день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая нам пример чествовать жизнь и смерть св. угодников Божиих.
II. Читая об изумительных подвигах мужества и терпения св. священномученика Поликарпа и др. св. мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовныя силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений св. отцев мы можем указать следующия духовныя средства, коими облегчались страдания св. мучеников.
а) Размышление о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и возсел одесную престола Божия (Евр. XII. 1-2). Этот-то взор на Пострадавшаго всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения безстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каких сами подвергаются: то могли ли бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшаго, и всем оставившаго пример, да последуют стопам Его в несении креста?
б) Надежда на будущее воздаяние. Св. мученики взирали на свой великий подвиг и на все предлежащия страдания, как на что то малое и незначущее, и были уверены, что их ожидало блаженство вечное, – что после кратковременных земных страданий они перейдут в тот светлый мир, где уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной (Апокал. VII, 16). Если мореплаватель благодушно переносит все трудности и опасности морского путешествия из-за надежды достигнуть отечества, где ожидает его родное семейство и многия сокровища, то несравненно с большим благодушием и терпением могли переносить все страдания те богоизбранные мужи и жены, для которых за пределами здешняго мира уже сиял тот чудный благоукрашенный град, где светильник его Агнец и где уже ночи не будет (Апок. XXI:23-25).
в) Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, как высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданийих и мук. И в явлениях жизни обыкновенной мы видим силу любви. Вот нежная мать несет на руках своего младенца в сильный полуденный зной и идет по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходит ли ей мысль бросить свою драгоценную ношу, и все это не тягостно ли ей и трудно? С уверенностию можно сказать, что всего этого она как будто и не замечает по любви к своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткий путь – все поглощено любовию! Если так сильна и действенна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовию ко Христу, не только не боялись страданий, но еще с радостию желали принять их. Силу этой любви так изображает ап. Павел: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. VIII:35)?
г) Особенное действие божественной благодати. Самая решимость страдать за Христа была плодом упования на благодатную помощь. «Надеюся, говорила св. мученица Агафия, на Христа Бога моего, яко имать с высоты смотрети на подвиг мой со множеством св. Своих ангелов и помогати мне немощней будет» (Ч.-М. февр. 5). Подобное чувство упования на благодатную помощь Божию было у всех христианских мучеников. Они никогда с самообольщением не опирались на свои силы и дарования. В духе глубокаго смиренномудрия они начинали великий свой подвиг. Каждый из них мысленно говорил с апостолом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Филипп. IV, 13).
Божественная благодать иногда так утешала св. мучеников, во время страданий, что они веселились духом, и веселие сие отражалось в самом взоре их. Так о св. муч. Феофиле, бывшем прежде языческом философе, говорится, что «святой веселяшеся в муках, яко не слышай болезни и бе лице светло» (февр. стр. 45). Очевидно, что это веселие и эта светлость лица не могли быть у мученика без благодати Христовой, ибо человеку, как немощному, неестественно веселиться и являть светлость лица во время страданий. То же засвидетельствовала о себе и св. муч. Феодулия (5 фев.). Вися на кипарисе и опаляемая огнем, она сказала мучителю: «веждь, воевода, яко аз не чувствую муки и тебе паче зрю мучима и побеждаема» (стр. 31). И сбывались таким образом слова апостола: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести (1 Кор. X:13).
д) Чудесное явление И. Христа. Иногда Сам Господь И. Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшаго смущения, с невозмутимым миром душевным, принимали казнь. Так в книге Деяний апостольских о св. первомученике архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его рвались сердцем и скрежетали на него зубами, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящаго одесную Бога (VII. 54–55), и объятый радостию божественнаго видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди колено-преклонной молитвы (Деян. VII). (См. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., ноябрь, стран. 317–321).
III. Напоминание о сих духовных средствах, при помощи коих облегчались страдания св. мучеников за Христа, да оживит и нас, малодушных, надеждою, что Господь не оставит и нас во время искушения без Своей всесильной помощн, – что и мы можем черпать силу терпения и мужество в борьбе со злом из тех же источников, из коих черпали их св. мученики.(Свящ. Г. Дьяченко).
<-назад в раздел
Память священномученика Поликарпа. Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа?
Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа?
I. Св. свящ.-мученик Поликарп, память коего совершается ныне, был учеником ап. Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа смирнскаго. Когда открылось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсул старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живым!» Проконсул уступил. Тотчас же народ стал собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам и в один миг костер был готов. Усерднее всех работали иудеи. Поликарп сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать к костру железными цепями, но он сказал: «это не нужно, Тот, кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре». Исполнили желание св. старца, и он сам взошел на костер; но тут совершилось чудо, которое изумило всех: пламя окружило святаго старца, сходясь над ним на подобие свода, и тело его оставалось невредимо. Тогда начальники велели пронзить его длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это возбудило удивление язычников. Иудеи заметив, что христиане желают взять тело Поликарпа, упросили проконсула сжечь тело. Согласие проконсула было дано. Но христиане собрали кости и берегли как святыню; а в день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая нам пример чествовать жизнь и смерть св. угодников Божиих.
II. Читая об изумительных подвигах мужества и терпения св. священномученика Поликарпа и др. св. мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовныя силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений св. отцев мы можем указать следующия духовныя средства, коими облегчались страдания св. мучеников.
а) Размышление о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и возсел одесную престола Божия (Евр. XII. 1-2). Этот-то взор на Пострадавшаго всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения безстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каких сами подвергаются: то могли ли бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшаго, и всем оставившаго пример, да последуют стопам Его в несении креста?
б) Надежда на будущее воздаяние. Св. мученики взирали на свой великий подвиг и на все предлежащия страдания, как на что то малое и незначущее, и были уверены, что их ожидало блаженство вечное, – что после кратковременных земных страданий они перейдут в тот светлый мир, где уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной (Апокал. VII, 16). Если мореплаватель благодушно переносит все трудности и опасности морского путешествия из-за надежды достигнуть отечества, где ожидает его родное семейство и многия сокровища, то несравненно с большим благодушием и терпением могли переносить все страдания те богоизбранные мужи и жены, для которых за пределами здешняго мира уже сиял тот чудный благоукрашенный град, где светильник его Агнец и где уже ночи не будет (Апок. XXI:23-25).
в) Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, как высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданийих и мук. И в явлениях жизни обыкновенной мы видим силу любви. Вот нежная мать несет на руках своего младенца в сильный полуденный зной и идет по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходит ли ей мысль бросить свою драгоценную ношу, и все это не тягостно ли ей и трудно? С уверенностию можно сказать, что всего этого она как будто и не замечает по любви к своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткий путь – все поглощено любовию! Если так сильна и действенна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовию ко Христу, не только не боялись страданий, но еще с радостию желали принять их. Силу этой любви так изображает ап. Павел: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. VIII:35)?
г) Особенное действие божественной благодати. Самая решимость страдать за Христа была плодом упования на благодатную помощь. «Надеюся, говорила св. мученица Агафия, на Христа Бога моего, яко имать с высоты смотрети на подвиг мой со множеством св. Своих ангелов и помогати мне немощней будет» (Ч.-М. февр. 5). Подобное чувство упования на благодатную помощь Божию было у всех христианских мучеников. Они никогда с самообольщением не опирались на свои силы и дарования. В духе глубокаго смиренномудрия они начинали великий свой подвиг. Каждый из них мысленно говорил с апостолом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Филипп. IV, 13).
Божественная благодать иногда так утешала св. мучеников, во время страданий, что они веселились духом, и веселие сие отражалось в самом взоре их. Так о св. муч. Феофиле, бывшем прежде языческом философе, говорится, что «святой веселяшеся в муках, яко не слышай болезни и бе лице светло» (февр. стр. 45). Очевидно, что это веселие и эта светлость лица не могли быть у мученика без благодати Христовой, ибо человеку, как немощному, неестественно веселиться и являть светлость лица во время страданий. То же засвидетельствовала о себе и св. муч. Феодулия (5 фев.). Вися на кипарисе и опаляемая огнем, она сказала мучителю: «веждь, воевода, яко аз не чувствую муки и тебе паче зрю мучима и побеждаема» (стр. 31). И сбывались таким образом слова апостола: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести (1 Кор. X:13).
д) Чудесное явление И. Христа. Иногда Сам Господь И. Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшаго смущения, с невозмутимым миром душевным, принимали казнь. Так в книге Деяний апостольских о св. первомученике архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его рвались сердцем и скрежетали на него зубами, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящаго одесную Бога (VII. 54–55), и объятый радостию божественнаго видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди колено-преклонной молитвы (Деян. VII). (См. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., ноябрь, стран. 317–321).
III. Напоминание о сих духовных средствах, при помощи коих облегчались страдания св. мучеников за Христа, да оживит и нас, малодушных, надеждою, что Господь не оставит и нас во время искушения без Своей всесильной помощн, – что и мы можем черпать силу терпения и мужество в борьбе со злом из тех же источников, из коих черпали их св. мученики.(Свящ. Г. Дьяченко).