Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 15.02.2017

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

По прошествии сорока дней после Рождества Христова мы вспоминаем Сретение Господне, встречу в храме младенца Христа со святым старцем Симеоном Богоприимцем. Это праздник встречи Ветхого Завета с Новым, человека – с Богом. В облике старца Симеона и пророчицы Анны ветхозаветное человечество сретает людей Нового Завета – Пресвятую Богородицу и Ее Божественного Сына, Богомладенца Иисуса Христа. Так повелевал закон Моисеев: всякого первородного сына должно было приносить в храм и посвящать Богу, т. е. по достижении определенного возраста отроку предписывалось оставить родительский дом и служить при храме Господнем.

Но этот закон смягчался заместительной жертвой, состоявшей для бедных семей из двух горлиц или двух птенцов голубиных. И вот Матерь Божия пришла в храм, чтобы принести эту символическую жертву, которая потом воплотилась в жертве Ее Сына на Голгофе.

Долгую жизнь прожил старец Симеон. Апостол Лука повествует об этом так: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 25–35).

Как прекрасен этот святой старец с Ребенком на руках и как необычны и странны его слова: «Наконец­то видят очи мои спасение Твое, Господи! Теперь Ты можешь отпустить меня из этой многострадальной жизни, разрешить от этого долгого ожидания, от которого изнурились мои душа и тело! Я держу на руках Того, Кто управляет всем мирозданием и Кто открывает Мне ныне Вечную Жизнь»!

Вот смысл человеческой жизни – встретить Христа. Из праздника Сретения мы должны почерпнуть добрый опыт ожидания. Казалось бы, чаяние обетованного Мессии тогда буквально витало в воздухе: израильский народ предчувствовал Его скорое появление. Но, как ни парадоксально, это лишь затрудняло для старца Симеона веру именно в Того Избавителя, Которого Бог посылал на землю для спасения людей. Ведь вожди израильского народа – и духовные, и светские – готовились встретить совершенно не такого Мессию, Который будет лежать на дрожащих старческих руках. Они ожидали великого Царя – завоевателя мира, коему надлежало воспитываться и обучаться у самых лучших раввинов, жить вдали от народа во дворцах Царей иудейских. Именно поэтому, видя духовное заблуждение окружавших его людей, Симеон так страдал.

Духом Святым старец познал, что Этот Младенец, из­за Которого его жизнь продолжалась до 300 лет, может продлить ее и еще. Но земное бытие после встречи с обетованным Спасителем стало для него уже чем­то состоявшимся в смысле исполнения своего предназначения. Главная жизненная задача, которую святой богоприимец в молодости получил от Господа через явление ему Ангела – увидеть и засвидетельствовать пришествие в мир Мессии – решена. Пророчество Исаии, в котором он усомнился, когда переводил Ветхий Завет на греческий язык по заказу Императора Птолемея – пророчество, гласившее, что некая Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23) – свершилось. Рассудив, что дева – не познавшая мужа – не может родить и, значит, в Священное Писание закралась ошибка, Симеон решил перевести слово «дева» как «жена». Но лишь только он обмакнул перо в чернила, ему предстал Ангел и произнес: «За то, что ты усомнился в этом пророчестве, ты не умрешь до тех пор, пока своими глазами не увидишь его исполнение». И вот теперь Сам Богомладенец, лежащий на его руках, благословляет его неземным миром. Всю свою долгую жизнь он терпеливо ждал этого момента. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему,  с миром, – возвестил Симеон об исполнении своего ожидания, – ибо видели очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29). Теперь он может спокойно отойти в вечность и первым принести в мир усопших добрую весть, что видел на земле Бога, пришедшего во плоти, дабы разрушить царство смерти и утвердить Царство Жизни. И смерть теперь ему не страшна, ибо он прижимает к своей груди Само воплощенное Безсмертие. И отныне эта Симеонова радость становится радостью для всех людей, светом откровения о том, что жизнь каждого человека может соделаться такой же встречей с Богом, сретением и обретением Жизни Вечной.

Множество людей находилось в храме, когда Матерь Божья принесла туда Своего Младенца, но никто, кроме праведного Симеона и пророчицы Анны, не увидел во Христе обетованного Сына Божия. Духовные очи народа еврейского сомкнулись из­за их гордыни, из­за ложных идей, пропаганды книжников и фарисеев, обмана архиереев и старцев людских, которые исказили представления о Мессии и подменили образ обещанного Богом Спасителя мира в угоду своим национальным амбициям. Еврейское священноначалие как бы даже не замечает события Рождества Христова, а теперь вот и Сретения Господня. Они не слышат Симеона Богоприимца и пророчицу Анну. Они, таким образом, не распознают знамений времен и событий пришествия Мессии. Позже Христос открыто обличит их нарочитую духовную слепоту, назвав их слепыми вождями слепых. И мы видим, что первое пришествие в мир истинного Христа они не приняли.

Сегодня сложилась точно такая же ситуация. Никогда у людей по всей земле еще не было столь ясного предчувствия приближения того, что называется концом света. Но нынешние – новозаветные – книжники, фарисеи и саддукеи настолько боятся наступления последних времен, что пытаются искажать, перетолковывать смысл знамений, о которых предупреждал Христос. И вскоре, вероятно, они усилят свои старания, чтобы в соработничестве со светскими властями заставить народ изменить духу Христову, встать на путь соглашательства и лояльности с духом мира сего. Но Спаситель не оставил нас в неведении, дабы мы не обманулись и не погибли. Господь недвусмысленно предупреждает, что дружба с этим миром есть вражда против Него. И вот мы – свидетели начала всемирных войн, того восстания народа на народ, о котором говорится во святом Евангелии как о знамении перед концом времен. И только если мы сохраним в себе дух Христов – дух долготерпения в ожидании, то, подобно Симеону Богоприимцу, увидев своими очами апокалиптические события, не станем бояться исполнения обетований Божиих, а, напротив, возрадуемся приближению великой и славной встречи с Господом.

К сожалению, страх житейских лишений многим сейчас застилает глаза и запечатывает рты и уши. И поэтому подчас даже верующие, называющие себя христианами, на самом деле представляют собой лишь сборище боязливых людей.

К счастью, Господь все еще терпит нас и ждет от нашей кровью умытой Руси осознания и покаяния в грехах предательства и отступления от Бога, Царя и Отечества.

В феврале 2013 года в ответ на просьбы и воззвания православных людей на Архиерейском соборе была утверждена официальная позиция Церкви о том, что новые технологии учета и обработки персональных данных для православных христиан имеют религиозное значение, ибо они связаны с обязательным присвоением человеку личного номера, т. е. пожизненного персонального цифрового идентификатора. И только наличие оного уже в недалеком будущем обезпечит доступ ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Если же человек не примет этот номер и откажется использовать его, то произойдет то, о чем пророчествовал в Откровении Иоанн Богослов, повествуя о начертании антихриста: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (Откр. 13, 16–17). Начертание антихриста – это цифровой номер или личный код – несменяемый, пожизненный и посмертный, присвоенный человеку. А в 14­й главе той же божественной книги содержится предупреждение о том, что кто принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией <…> и будет мучим в огне и сере <…>, и дым мучения их будет восходить во веки веков (Там же. 14, 9–11).

Сейчас, в 2016 году, это начертание существует пока в виде СНИЛСа – страхового номера индивидуального личного счета. Но оно уже внедряется в универсальные электронные карты и, как мощное средство подавления воли человека, затем войдет в паспорта «нового поколения», содержащие также сведения о биометрических параметрах людей.

На сегодняшний день позиция Церкви однозначна: основываясь на конституционных правах (ст. 28, 29 Конституции РФ), православные люди не желают принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности, личными кодами, штриховым кодированием и разными личными номерами – именно по религиозным мотивам.

В конце официального документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», подписанного Святейшим Патриархом, нам всем дано истинно пастырское предупреждение о несовместимости новых законов и технологий с верой Христовой. Пункт 6 документа гласит: «Если ограничение духовной и религиозной свободы, осуществляемое средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законы, обязательные для исполнения, станут несовместимы с заповедями Христовыми, – наступит время исповедничества для христиан, о котором говорит книга Откровения Иоанна Богослова (гл. 13–14)».

О спорах и пререканиях в среде верующих людей пророчествовал еще праведный Симеон. Он, обращаясь к Божией Матери, сказал: «Вот лежит на моих руках  Тот, из­за Которого произойдут, с одной стороны, духовные падения, а, с другой – духовные восстания многих, и Христово откровение о начертании антихриста станет предметом пререканий человеческих, да откроются помышления многих сердец».

И сегодня Христос испытывает наши сердца и помышления и находит, что многие из тех, кто говорит о любви к Нему, на самом деле предают Его.

Но как хочется в праздник почувствовать его радость всем сердцем! Вот мы пришли с вами в храм на встречу с Господом. Но ведь не только наше видимое присутствие на этом церковном торжестве, а и праздник в наших душах должен быть сейчас, здесь, в этом храме. Каждый из нас когда­то в день своего Крещения был принесен своей матерью (или, уже достигнув сознательного возраста, сам пришел) в храм Господень. Каждый из нас был поставлен пред Богом, чтобы соделаться его верным служителем и любящим чадом. Вот об этой встрече с Господом в праздник Сретения мы должны помнить и радоваться, потому что Сама Божия Матерь в этот день молится за каждого из нас, собравшихся здесь, в доме Ее Сына. Так пусть же наше время, наша жизнь станут ожиданием – может быть, трудным и даже мучительным, но таким же, как у праведного Симеона – неотступным, – ожиданием встречи с любимым Спасителем, к Которому мы взываем словами Священного Писания, чтобы Он явил Себя нам скорее: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 21). Аминь.

 

Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва


<-назад в раздел

Русский календарь