Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
07.02.2017

Первомученик XX века. Память сщмч. Владимира Киевского


Сщмч. Владимир

 Cвященномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника. С ранних лет мальчик отличался застенчивостью, и эта черта характера сохранилась у святого на всю жизнь.

Низшее и среднее образование Василий получил в Тамбове, окончив Духовную семинарию. Вскоре его, подающего большие надежды, направили для дальнейшего обучения в Киевскую духовную академию.

Товарищи по академии запомнили будущего священномученика деликатным, выдержанным и тактичным. Он не любил ссор, колких разговоров и горячих дебатов. Порой, когда раздраженные страстной дискуссией студенты готовы были перейти к взаимным оскорблениям, Василий вмешивался в перепалку и примирял их.

Уже на первом курсе обнаружились его выдающиеся способности, в первую очередь – проповеднический дар, стяжавший ему впоследствии заслуженную известность.

По окончании учебы Василия Никифоровича назначили преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую духовную семинарию. В 1882 году он женился и был рукоположен во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. Став в 1883 году благочинным, отец Василий проявил себя замечательным проповедником, ревностным хранителем древнерусских устоев жизни и противником модных теорий, разрушавших семью. Однако Промысел Божий изменил течение жизни священника: его супруга скончалась от туберкулеза, а затем умер и единственный ребенок.

И вот, 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре отец Василий был пострижен в мантию с именем Владимир. На следующий день его возвели в сан архимандрита и поставили настоятелем Козловского Троицкого монастыря. А через два года в Александро­Невской лавре состоялась хиротония архимандрита Владимира во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

19 января 1891 года Преосвященный Владимир был переведен на Самарскую кафедру. В то время губерния претерпевала эпидемию холеры и неурожай. Местная власть бездействовала, и тогда первым пошел к народу с крестом в руках епископ Владимир, став в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой духовной опорой. Святитель повсюду был вместе со страждавшими: совершал панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки... Но и в те скорбные дни владыка Владимир не оставлял попечения о просвещении паствы – его трудами было открыто около 150 церковно­приходских школ.

С 18 октября 1892 года на протяжении шести лет святитель Владимир управлял Грузинским экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился для распространения и укрепления Православной веры среди разноплеменного населения. Его стараниями было возведено и возобновлено более 100 храмов, основано свыше 300 церковно­приходских школ, устроена Духовная семинария в Кутаиси, восстановлены значимые святыни – Мцхетский собор, Сатарский и Семейский монастыри… И это – при том, что подвижническое служение Владыки в Закавказье омрачалось различными искушениями и серьезными препятствиями.

21 февраля 1898 года архиепископа Владимира назначили на Московскую кафедру и возвели в сан митрополита.

Совершая служение в Москве, митрополит Владимир использовал уже накопленный опыт. Прежде всего он призвал духовенство больше молиться и проповедовать, в чем сам подавал прекрасный пример.

Благодаря трудам архипастыря, 16 июня 1902 года в аудитории Императорского исторического музея на Красной площади открылись общеобразовательные курсы для рабочих. Видя, как быстро распространяются в этой среде идеи безбожного социализма и коммунизма, Владыка усердно разъяснял народу с христианской и научной точек зрения пагубность навязываемых мировоззрений.

За 15 лет архиерейства в Москве святитель посетил все местные святыни, везде служил, произносил речи и выступал с лекциями во многих собраниях. Чтобы подъять такой колоссальный труд, он совершенно отказался от отдыха. Ежедневно вставал ни свет ни заря, а ложился в полночь или даже позже. Прием посетителей продолжался у него с девяти часов утра до позднего вечера.

23 ноября 1912 года Владыка становится митрополитом Санкт­Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Он не желал этого назначения и согласился на него только после письменной просьбы Императора Николая II.

В Санкт­Петербурге митрополит Владимир действовал в том же духе, что и в Москве, поддерживая все благие начинания и добрых тружеников на ниве Христовой. Кроме того, ему пришлось взять на себя труд по организации многих официальных мероприятий – например, празднования в честь 300­летия Дома Романовых.

Вместе со всем царствовавшим Домом святитель участвовал и в торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского, которому Россия обязана сохранением в Смутное время своей государственности и Православия. Канонизация этого святого стала как бы последним призывом будущего нового священномученика к восстановлению Патриаршества.

23 ноября 1915 года последовал указ Императора о переводе митрополита Владимира в Киев с сохранением прав и обязанностей первенствующего члена Святейшего Синода.

Через месяц Владыка прибыл в епархию, с которой был связан давними узами как питомец Киевской духовной академии.

 

Он [Господь] дает бремя по плечам, на которые оно возлагается, и плечи – по бремени, которое должны они нести. Вас, – говорит апостол Павел, – постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Поэтому не отчаивайтесь в вашей надежде, но поднимайте взор ваш горе, к той небесной награде, которую Господь уготовил Своим борцам и победителям. Ибо блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12).


Священномученик Владимир Киевский
Из «Бесед на молитву Господню»

 Наступил февраль 1917 года – время государственного переворота в России. В Киеве нарастали гражданская и церковная смуты, активизировались сепаратистские движения. Епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой Украинской Церкви». На собрании 23 ноября комитет, «обсудив положение Православной Церкви на Украине в настоящее время, как время отделения Украинского государства от Русского государства, а также имея в виду провозглашение всероссийского Патриарха, который может распространить свою власть и на Украинскую Церковь», принял ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного собора переименовали во «временную Всеукраинскую Православную Церковную Раду», а исполнительный комитет – в «Президиум временной Всеукраинской Православной Церковной Рады», которая провозглашалась «временным правительством для всей Украинской Православной Церкви». Это «правительство» назначило своих комиссаров в консистории всех украинских епархий. Все новообразованные организации относились к митрополиту Владимиру враждебно. По киевским приходам было разослано распоряжение о поминовении на богослужениях «Всеукраинской Церковной Рады». Прибывшие из Москвы епископы украинских епархий признали «Центральную Раду» правомочной созвать украинский церковный собор.

Выступая против переустройства жизни епархии и беззаконных действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

14 января 1918 года на территорию Киево­Печерской лавры попал первый снаряд – шла гражданская война, и к городу приближались большевистские войска. 22 января обстрел усилился и на следующий день достиг апогея. Вечером 23 января бежбожники овладели Лаврой, и, по свидетельству очевидцев, в «ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся дикими монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 году. Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, производили крик, шум и безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами <...>, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днем на дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками... Подобные насилия происходили в течение всего дня 24 января».

На следующий день вооруженные нелюди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над Владыкой вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь помолился и благословил своих убийц…

Тело убиенного митрополита пролежало до утра и было найдено случайными прохожими, которые и сообщили о нем насельникам обители. Акт медицинского осмотра показал, что архипастыря­мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Святой Патриарх Тихон после мученической кончины святителя сказал о нем: «Бросалась в глаза его великая ревность, которая снедала его о слове Божием, о Доме Божием, о пользе Святой Церкви. Особенно эта ревность его пылала, когда он сделался первенствующим членом Святейшего Синода. Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим, и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность пред всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось <...>. Господь за эту ревность увенчал его мученическою кончиною, и на нем исполнилось слово святого апостола Павла, который говорит: „Вам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за Него“ (см.: Флп. 1, 29). В Бозе почивший митрополит не только имел горячую веру и исповедовал ее, но и мученическою кончиною запечатлел эту веру во Христа».

В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил священномученика Владимира к лику святых. 20 июля того же года были обретены его честные мощи, ныне почивающие в Дальних пещерах Киево­Печерской лавры.

 Подготовила Ксения МИРОНОВА

По книге игумена Дамаскина
(ОРЛОВСКОГО) «Жития новомучеников
 и исповедников Российских ХХ века.
 Январь». Тверь, 2005. С. 221–272.


<-назад в раздел

Русский календарь