Память св. Павла, еп. Неокесарийского. Следы подвига
Святой отец наш Павел, будучи епископом Неокесарийским, настолько прославился добродетелями, что имя его стало известно Ликинию, царствовавшему тогда в Никомидии. Правитель, начавший жестокое гонение на христиан, потребовал Павла к себе. И когда посланные представили святого на суд Царя, то прежде всего старались подействовать на угодника Божия угрозами и томили его голодом, а потом начали избивать. Все это исповедник переносил мужественно, так что мучители удивлялись его терпению.
После того подвергли его еще такой пытке: раскаленный железный обруч, испускавший огненные искры, ковач с помощью клещей положил святому на ладонь, а другой его ладонью прикрыл этот обруч и, стянув скобами обе его руки, держал так, пока железо не остыло. В результате двигательные мускулы в кистях страдальца свились и омертвели, и пальцы его уже не могли сгибаться. Затем святителя связали и отвезли к берегам Евфрата, где заключили в темницу.
Когда Император Константин Великий, оставив Рим, окончательно воцарился на востоке и в указе по этому случаю выразил желание, чтобы все его подданные были христианами, исповедникам, изгнанным и заточенным за имя Христово, дарована была свобода, и каждый возвращался на свою родину. Тогда же и Святой Отец наш Павел, тоже отпущенный на волю, занял свой святительский престол и просиял благочестием, как и прежде, когда был еще отшельником.
Присутствуя наряду с прочими Святыми Отцами на Первом Вселенском Соборе в Никее, святой Павел был там одним из тех, которые носили на теле своем язвы Господа Иисуса: из сошедшихся Отцов одни лишены были рук, другие – ушей, третьи – носа, четвертые – глаз, или имели какое-либо другое повреждение; одни за Христа претерпели биение, преломление костей, истерзание суставов, другие – перенесли огненное опаление и строгание телесных своих членов. Среди них и блаженный Павел предстал доброчестным страдальцем за веру – тело его хранило следы палочных побоев, а обожженные руки были сведены и не действовали. Собор составился против злочестивого еретика Ария, который Божественным судом был тогда предан проклятию.
После Собора Отцы представлялись Царю. Блаженный Император Константин при этом взял руки святого Павла и, облобызав их и прикладывая к глазам и другим членам своего тела, возгласил: «Велика наша радость приветствовать того, кто так пострадал за Христа Бога нашего, и целовать эти сожженные руки, теперь безпомощные».
Потом епископ Павел возвратился в свой город на святительскую кафедру и по многолетнем управлении паствою с миром отошел ко Господу.
По «Житиям святых,
на русском языке
изложенным по руководству
Четьих-Миней святителя
Димитрия Ростовского»
(М., 1913)