Память святой мученицы Миропии
Из страха, часто ложного, и ответственности перед судом вы, братие, когда призываетесь в оный, нередко, несмотря даже на принимаемую вами присягу, скрываете истину и говорите неправду. Мне даже приходилось видеть и таких, которые, возвратившись из суда, с какою-то бесовскою радостью похвалялись своим обманом и говорили, что они тогда-то «присягу съели!» Нечего доказывать, что эти последние ко греху клятвопреступления присоединяют еще страшный грех богохуления и кощунства и потому подлежат тягчайшей ответственности пред Богом. Довольно сказать, что и вообще скрывать истину на суде есть величайшее зло, ибо сколько через это пострадало невинных! Сколько оправдано разбойников и грабителей, которые снова возвращались на свои дела и начинали грабить и убивать! А кто виноват в этом, как не ложные свидетели?
Нет, не так, братие, мы, последователи Христа Спасителя, должны поступать. Правда должна быть для нас столь священна, что мы должны свидетельствовать о ней на суде даже в том случае, если бы нам самим грозила опасность пострадать за нее. Пусть мы лучше пострадаем, чем страдать изза нас другим невинным! Так и святые поступали; и вот сему доказательство.
Святая Миропия, услышаво смерти мученика Исидора, пожелала сокрыть тело его, брошенное князем Хионского острова в некоторой дебри и охраняемое воинами. Для сего она с некоторыми из прислужниц ночью пришла на место, где оно лежало, и поскольку воины спали, то без труда взяла его и в избранном ею месте честно погребла. Между тем, князь-мучитель вскоре узнал о похищении тела и на воинов-стражей разгневался. Он заковал их в цепи и приказал водить по всему острову, чтобы они непременно нашли тело мученика; в случае же, если этого не произойдет, угрожал им смертью.
Миропия узнала о случившемся и, видя воинов окованных, мучимых и влекомых по острову, подумала: «Они страждут ради меня, а ведь на Суде Божием мне за это горе будет». И тотчас, пришедши к ним, сказала: «Друзья, не трудитесь напрасно! Тело, которое пропало у вас, сокрыла я». Они взяли ее и привели на суд к князю. «Правду ли они говорят про тебя, – спросил последний, – что ты взяла тело Исидора?» «Правду», – отвечала Миропия. Князь пришел в ярость и предал святую на мучения. И били ее палицами без милости, и влачили за власы по всему острову, и затем снова били по всем членам тела и, наконец, едва живую бросили в темницу, где и предала она дух свой Господу.
Итак, видите, братие, что святые из-за истины и чтобы спасти других судимых шли даже на явную смерть. Нам ли в настоящее время бояться говорить правду на судах справедливых и милостивых? Нам ли не открывать истины, когда даже и в случае обвинения не угрожают ни мучения, ни смерть? Но, положим, хоть бы и это было. Так разве хорошо христианину лгать? Разве достойно предавать невинных? Разве можно что утаить от Бога? Ведь Он все видит и знает, и за все у нас ответа спросит! Аминь.
Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ
Пролог в поучениях. М., 1912.