Память св. блгв. Князя Александра Невского, в схиме Алексия
«Ростом он был выше других людей; его голос, как труба <…>. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский Царь поставил вторым [по себе] Царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского Царя Веспасиана, покорившего землю иудейскую», – так описывают Князя Александра Невского современники.
Бог послал нам Великого Князя Александра в то время, когда, по выражению историка Иловайского, «характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям». И нет никаких сомнений, что именно этому святому обязана Русь сохранением своей государственности, святой веры и Церкви, благодаря чему мы вновь объединились и через 140 лет одолели татарское полчище на Куликовом поле.
Победитель шведов и «непобедимых» тевтонских рыцарей, усмиритель литовских и финских племен, Александр Невский понимал, что разоренная Русь пока не в состоянии освободиться от иноземных поработителей. Поэтому, когда народу русскому было особенно тяжело, Князь ездил в ставку хана и всякий раз возвращался с радостными вестями: об избавлении Родины от очередного опустошительного набега, о выкупе пленных, о получении разрешения на устройство в столице Орды – Сарае – православной епархии, об освобождении наших ратников от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках и др.
«В качестве Великого Князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней отстранял более тесное сожительство с варварами и удерживал их в отдалении от Руси», – пишет тот же историк.
Следует отметить, что еще в первую поездку в ханскую ставку к Батыю мужественный защитник Православной веры, памятуя о подвиге Князя-мученика Михаила Черниговского, твердо отказался исполнять языческие обряды, объявив: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари». Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: „Правду говорили мне, что нет подобного другого Князя“, – и отпустил в Русь с великой честью».
Западные враги, безсильные перед Александром Невским в открытом бою, пытались возыметь над ним власть, склонив святого к латинству. Однако на все ухищрения римского папы русский Князь дал мудрый и твердый ответ: «То, что совершилось от создания мира до потопа и от потопа до разделения языков, и до Авраама; от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря, и до смерти Давида Царя; от начала царствования Соломона и до римского Императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до Страсти, Воскресения и Вознесения Господа, и до Первого Вселенского Собора и прочих Семи Вселенских Соборов – все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
О жизни и деяниях святого Александра Ярославича сохранилось множество сказаний, ибо наш народ ценил его великие подвиги во славу Руси. Когда митрополит Кирилл во время Литургии объявил о кончине благоверного Князя: «Чада моя милая, знайте, что закатилось Солнце земли Русской!», – то все люди в один голос воскликнули: «Погибаем!»
Но Русь не погибла, ибо и после отшествия в горний мир ее заступник и защитник святой Александр Невский не оставил своего служения – он молится о нас перед Господом и является на подмогу в самые трудные для Отечества моменты.
Великий Княже Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны!
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА