12.11.2016
I. Св. Зиновий и сестра его Зиновия, память коих совершают ныне, родились в городе Эгах в Киликии и получили христианское воспитание от своих благочестивых родителей. Достигнув совершеннаго возраста, брат и сестра роздали все свое имение бедным и проводили истинно-богоугодную жизнь. Местные жители так уважали их, что пожелали иметь Зиновия своим епископом, и избрание это состоялось.
Между тем началось гонение на христиан от Диоклитиана. В Киликию также был прислан сановник царский, по имени Лисий, с предписанием отклонять народ от веры христианской и с полномочием безпощадно карать и истреблять христиан.
Не мог в это время укрыться озаряющий всю местность христианский светильник — епископ Зиновий, прославленный уже от Бога даром чудотворений, которым привлекал он неверующих и утверждал привлеченных им к вере Христовой. Послал Лисий за этим влиятельным христианином и сказал ему: «я нахожу излишним вдаваться с тобою в долгия разсуждения и потому в коротких словах предлагаю тебе одно из двух: жизнь, если ты признаешь богов наших, или — смерть, если не поклонишься им»...
— Жизнь — не жизнь без Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но безсмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, — отвечал Зиновий.
Его предали истязаниям.
Узнав об этом, сестра епископа — Зиновия поспешила на место, где мучили ея брата, и неустрашимо обратилась к Лисию: «я также христианка, — сказала она, — я также, как и брат мой, исповедую Бога истиннаго — I. Христа и желаю пострадать за Него вместе с братом моим»...
Напрасно уговаривал Лисий Зиновию отречься от того, что он почитал заблуждением, напрасно думал устрашить ее, представляя позор и ужас казни в глазах всего народа. Потеряв наконец надежду склонить ее к отречению от I. Христа, он велел подвергнуть ее вместе с братом ея пытке огнем. Но и среди жестоких страданий мученики радостно воспевали божественные псалмы. С радостию пошли они и на казнь, исповедуя себя христианами, и с благодарением к Богу преклонили под меч головы и предали свои души своему Создателю. Это было в 285-м году. (См. Ч.-М. окт.).
II. Св. священномуч. Зиновий и сестра его Зиновия были замучены за то, что исповедывали себя христианами, ибо не по имени только, но и на самом деле они были таковыми.
Спросим себя: христиане ли мы? Подражаем ли мы в христианском своем звании святым, ныне прославляемым? Не оскорбитесь, братие, таким вопросом. Говорю вообще, в виду имею всех христиан. Апостол Павел говорил же христианам своего времени: «себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте» (2 Кор. 13:5). Необходимо испытывать себя, необходимо поверять свою жизнь. И учеников испытывают, и служащих поверяют, и купец наблюдает за своими делами, и богач усчитывает свой капитал. Как же нам, христианам, не наблюдать за собою, не испытывать себя, не поверять своей жизни? Разве мы не дорожим своим христианством? Разве хотим только называться христианами, а жить как-нибудь, как водится и как хочется? В таком случае какая нам польза от нашего христианства? Для чего и быть в числе христиан, и называться христианами? Итак, не лишний, очевидно, братие, и не безполезный вопрос, и я повторяю его: христиане ли мы? — Знаю, мне скажут: «да как же мы не христиане?
а) Мы крестились во I. Христа, исповедуя Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и всегда носим на себе крест Христов: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, мы сподобились этой великой благодати Божией. Мы крестились, вступили в церковь Христову и сделались верными. Но помним ли мы эту принятую нами благодать? Понимаем ли, ценим ли достоинство звания, в которое вступили? Храним ли те обеты, которые дали при крещении,т.е.. отречься от диавола и дел его и облечься во Христа? По большей части — нет и нет... Мы носим на себе крест. Неужели этого и довольно для христианина? А располагаем ли мы жизнь свою по примеру распятаго за нас Господа, исполняем ли закон Христов!
б) Говорят: «мы ходим в церковь святую и молимся Богу: как же мы не христиане?» — Так. Ходим в церковь, но часто ли и всегда ли, когда должно? Ходим в церковь, но так ли, как следует? Надо ходить в церковь, по словам св. церкви, с верою, благоговением и страхом Божиим; ведь церковь — дом Божий, тут Сам Бог невидимо присутствует. Надо и стоять в церкви смиренно, благочинно и благоговейно, как пред лицом Божиим. Но так ли и всегда ли так бывает? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли, сокрушенно ли? Как мы ведем себя в церкви, как изображаем на себе крест, как полагаем поклоны? Не по привычке ли только, не по обычаю ли одному? Не забудем, что Спаситель наш Господь не раз изгонял из храма недостойных и за недостойныя дела. Не забудем, что и молитва, по словам пророка, бывает иногда не во спасение, а во грех (Пс. 108:7).
в) «Мы, говорят, постимся в известные дни и времена, как установила христианская церковь: как же мы не христиане?» — Постимся? Но, все ли и всегда ли? Многие из нынешних христиан не знают никаких постов, у них сплошная во весь почти год, нарушение правил церковных не ставится почти ни в какой грех. Да и те, которые соблюдают посты, не далеко ушли по пути христианскаго воздержания. есть одну постную пищу еще не значит поститься, а ведь наше постничество почти всегда и состоит только в том, что не едим скоромнаго, а постное едим без простоты и умеренности, и вовсе не заботимся воздержаться от прихотей и страстей.
г) Говорят: «мы говеем, и некоторые не раз в год: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, многие говеют каждый год, иные даже по нескольку раз в год, или во все посты. Но сколько таких, которые не говеют вовсе, не говеют по два, по три, по пяти и более лет? Пусть мы говеем, и говеем часто, но как говеем? С искренним ли раскаянием, с полным ли исповеданием грехов? Желаем ли всем сердцем оставить грехи, или по крайней мере противиться грехам? Остерегаемся ли после говения повторения прежних грехов? Трудно, братие, сказать, что все это именно так. А ведь истинное, богоугодное и душеспасительное говение непременно этого требует. Иначе говение наше может быть для нас без пользы, мало того: может быть еще — чего Боже сохрани — и в осуждение. Апостол говорит: «ядый» тело Господне, «и пияй» кровь Господню «недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор. «, 29).
д) Говорят еще: «мы празднуем христианские праздники: как же мы не христиане?» Точно, празднуем, хотя не все и не всегда. Как и сколь усердно празднуем — об этом уж не говорим. Бываем в церкви за службой час, и два, может быть и подольше. А затем? Что делается днем, что вечером? Со службой церковной у нас решительно оканчивается Божий праздник. Простой народ пьянствует, предается веселостям, часто самым безчинным, а люди богатые и образованные большею частию забавляются роскошными обедами, блестящими балами, языческими представлениями. Не скажет ли и нам Бог, смотря на наше празднование: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1:14)?
е) «Мы христиане»... А какова жизнь наша? Каково поведение наше? О чем вся забота у вас? Знаем ли мы свою веру, свои христианския обязанности? Что у нас читают в домах? По большей части книги пустыя, безполезныя, часто соблазнительныя, а то еще одне разве газеты... А священное писание? О, это чтение скучное, тяжелое; это чтение собственно духовных, так думаем мы. Что поют у нас по домам? Песни мирския, чувственныя, греховныя... А песни священныя, божественныя? Это певали, может быть, когда-нибуд в старину... Какия у нас дела? На что обращены все заботы, все труды? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивою и добродетельною жизнию? Не на одне ли земныя житейския нужды? Еще апостол говорил о христианах своего времени: «вси своих си ищут, а не яже Христа Иисуса» (Филип. 2:21): что же должно сказать о нас? Говорить ли о делах наших, противных закону Божию, посрамляющих нашу веру святую! А ежели еще поверить наши мысли, намерения, движения сердечныя, то видно будет, что мы живем только плотию, руководимся только законом греховной природы нашей, а не законом Божиим. Где же подвиги против греха, где чистота и непорочность? А ведь это все необходимо каждому христианину. Сам Господь требует этого от нас: «святи», говорит, «будите, яко Аз свят есмь» (1 Петр. 1:16). А нам редко и на ум приходит вечность, мы мало и думаем о том, что будет с нами по смерти. Судите сами, братие, какие же мы христиане!
ж) Может быть скажут мне: «христианин ведь человек же, не ангел, нельзя же ему быть безгрешным; да и Господь, ведая немощь природы нашей, милостив к нам грешным». — Нельзя христианину быть безгрешным... Так что же будет значить благодать Христова? Что же будет значить закон Божий, заповедующий нам чистоту и непорочность? Не требуют от нас чистоты ангельской; заповедуется чистота, свойственная только человеку, такая, которая при всех наших немощах, по благодати Божией, возможна, что и оправдали в жизни своей тысячи, миллионы истинных христиан.
«Господь милостив»... Да, слава милосердию Его! Он уже явил нам столь великую милость, сколь велика безконечная благость Его. Но разве Он отступил уже от Своей правды? Разве отменил уже муку вечную? А ежели не отменил и не отменит, то для кого же она, как не для грешников, и особенно грешников из христиан? Хорошо бы, по милосердию Божию, быть в раю, а что ежели по правде Его за грехи наши придется быть в муке? (См. «Сеятель благоч.» прот. В. Нордова).
III. Чаще будем, братия мои, поверять себя — христиане ли мы, и если заметим, что далеко уклонились от своего христианства, будем всеми силами нашей души и тела заботиться о возвращении себе этого великаго и спасительнаго знания. Аминь.
<-назад в раздел
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Священномученик Зиновий, и сестра его, мученица Зиновия.
Христиане ли мы?
Между тем началось гонение на христиан от Диоклитиана. В Киликию также был прислан сановник царский, по имени Лисий, с предписанием отклонять народ от веры христианской и с полномочием безпощадно карать и истреблять христиан.
Не мог в это время укрыться озаряющий всю местность христианский светильник — епископ Зиновий, прославленный уже от Бога даром чудотворений, которым привлекал он неверующих и утверждал привлеченных им к вере Христовой. Послал Лисий за этим влиятельным христианином и сказал ему: «я нахожу излишним вдаваться с тобою в долгия разсуждения и потому в коротких словах предлагаю тебе одно из двух: жизнь, если ты признаешь богов наших, или — смерть, если не поклонишься им»...
— Жизнь — не жизнь без Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но безсмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, — отвечал Зиновий.
Его предали истязаниям.
Узнав об этом, сестра епископа — Зиновия поспешила на место, где мучили ея брата, и неустрашимо обратилась к Лисию: «я также христианка, — сказала она, — я также, как и брат мой, исповедую Бога истиннаго — I. Христа и желаю пострадать за Него вместе с братом моим»...
Напрасно уговаривал Лисий Зиновию отречься от того, что он почитал заблуждением, напрасно думал устрашить ее, представляя позор и ужас казни в глазах всего народа. Потеряв наконец надежду склонить ее к отречению от I. Христа, он велел подвергнуть ее вместе с братом ея пытке огнем. Но и среди жестоких страданий мученики радостно воспевали божественные псалмы. С радостию пошли они и на казнь, исповедуя себя христианами, и с благодарением к Богу преклонили под меч головы и предали свои души своему Создателю. Это было в 285-м году. (См. Ч.-М. окт.).
II. Св. священномуч. Зиновий и сестра его Зиновия были замучены за то, что исповедывали себя христианами, ибо не по имени только, но и на самом деле они были таковыми.
Спросим себя: христиане ли мы? Подражаем ли мы в христианском своем звании святым, ныне прославляемым? Не оскорбитесь, братие, таким вопросом. Говорю вообще, в виду имею всех христиан. Апостол Павел говорил же христианам своего времени: «себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте» (2 Кор. 13:5). Необходимо испытывать себя, необходимо поверять свою жизнь. И учеников испытывают, и служащих поверяют, и купец наблюдает за своими делами, и богач усчитывает свой капитал. Как же нам, христианам, не наблюдать за собою, не испытывать себя, не поверять своей жизни? Разве мы не дорожим своим христианством? Разве хотим только называться христианами, а жить как-нибудь, как водится и как хочется? В таком случае какая нам польза от нашего христианства? Для чего и быть в числе христиан, и называться христианами? Итак, не лишний, очевидно, братие, и не безполезный вопрос, и я повторяю его: христиане ли мы? — Знаю, мне скажут: «да как же мы не христиане?
а) Мы крестились во I. Христа, исповедуя Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и всегда носим на себе крест Христов: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, мы сподобились этой великой благодати Божией. Мы крестились, вступили в церковь Христову и сделались верными. Но помним ли мы эту принятую нами благодать? Понимаем ли, ценим ли достоинство звания, в которое вступили? Храним ли те обеты, которые дали при крещении,т.е.. отречься от диавола и дел его и облечься во Христа? По большей части — нет и нет... Мы носим на себе крест. Неужели этого и довольно для христианина? А располагаем ли мы жизнь свою по примеру распятаго за нас Господа, исполняем ли закон Христов!
б) Говорят: «мы ходим в церковь святую и молимся Богу: как же мы не христиане?» — Так. Ходим в церковь, но часто ли и всегда ли, когда должно? Ходим в церковь, но так ли, как следует? Надо ходить в церковь, по словам св. церкви, с верою, благоговением и страхом Божиим; ведь церковь — дом Божий, тут Сам Бог невидимо присутствует. Надо и стоять в церкви смиренно, благочинно и благоговейно, как пред лицом Божиим. Но так ли и всегда ли так бывает? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли, сокрушенно ли? Как мы ведем себя в церкви, как изображаем на себе крест, как полагаем поклоны? Не по привычке ли только, не по обычаю ли одному? Не забудем, что Спаситель наш Господь не раз изгонял из храма недостойных и за недостойныя дела. Не забудем, что и молитва, по словам пророка, бывает иногда не во спасение, а во грех (Пс. 108:7).
в) «Мы, говорят, постимся в известные дни и времена, как установила христианская церковь: как же мы не христиане?» — Постимся? Но, все ли и всегда ли? Многие из нынешних христиан не знают никаких постов, у них сплошная во весь почти год, нарушение правил церковных не ставится почти ни в какой грех. Да и те, которые соблюдают посты, не далеко ушли по пути христианскаго воздержания. есть одну постную пищу еще не значит поститься, а ведь наше постничество почти всегда и состоит только в том, что не едим скоромнаго, а постное едим без простоты и умеренности, и вовсе не заботимся воздержаться от прихотей и страстей.
г) Говорят: «мы говеем, и некоторые не раз в год: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, многие говеют каждый год, иные даже по нескольку раз в год, или во все посты. Но сколько таких, которые не говеют вовсе, не говеют по два, по три, по пяти и более лет? Пусть мы говеем, и говеем часто, но как говеем? С искренним ли раскаянием, с полным ли исповеданием грехов? Желаем ли всем сердцем оставить грехи, или по крайней мере противиться грехам? Остерегаемся ли после говения повторения прежних грехов? Трудно, братие, сказать, что все это именно так. А ведь истинное, богоугодное и душеспасительное говение непременно этого требует. Иначе говение наше может быть для нас без пользы, мало того: может быть еще — чего Боже сохрани — и в осуждение. Апостол говорит: «ядый» тело Господне, «и пияй» кровь Господню «недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор. «, 29).
д) Говорят еще: «мы празднуем христианские праздники: как же мы не христиане?» Точно, празднуем, хотя не все и не всегда. Как и сколь усердно празднуем — об этом уж не говорим. Бываем в церкви за службой час, и два, может быть и подольше. А затем? Что делается днем, что вечером? Со службой церковной у нас решительно оканчивается Божий праздник. Простой народ пьянствует, предается веселостям, часто самым безчинным, а люди богатые и образованные большею частию забавляются роскошными обедами, блестящими балами, языческими представлениями. Не скажет ли и нам Бог, смотря на наше празднование: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1:14)?
е) «Мы христиане»... А какова жизнь наша? Каково поведение наше? О чем вся забота у вас? Знаем ли мы свою веру, свои христианския обязанности? Что у нас читают в домах? По большей части книги пустыя, безполезныя, часто соблазнительныя, а то еще одне разве газеты... А священное писание? О, это чтение скучное, тяжелое; это чтение собственно духовных, так думаем мы. Что поют у нас по домам? Песни мирския, чувственныя, греховныя... А песни священныя, божественныя? Это певали, может быть, когда-нибуд в старину... Какия у нас дела? На что обращены все заботы, все труды? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивою и добродетельною жизнию? Не на одне ли земныя житейския нужды? Еще апостол говорил о христианах своего времени: «вси своих си ищут, а не яже Христа Иисуса» (Филип. 2:21): что же должно сказать о нас? Говорить ли о делах наших, противных закону Божию, посрамляющих нашу веру святую! А ежели еще поверить наши мысли, намерения, движения сердечныя, то видно будет, что мы живем только плотию, руководимся только законом греховной природы нашей, а не законом Божиим. Где же подвиги против греха, где чистота и непорочность? А ведь это все необходимо каждому христианину. Сам Господь требует этого от нас: «святи», говорит, «будите, яко Аз свят есмь» (1 Петр. 1:16). А нам редко и на ум приходит вечность, мы мало и думаем о том, что будет с нами по смерти. Судите сами, братие, какие же мы христиане!
ж) Может быть скажут мне: «христианин ведь человек же, не ангел, нельзя же ему быть безгрешным; да и Господь, ведая немощь природы нашей, милостив к нам грешным». — Нельзя христианину быть безгрешным... Так что же будет значить благодать Христова? Что же будет значить закон Божий, заповедующий нам чистоту и непорочность? Не требуют от нас чистоты ангельской; заповедуется чистота, свойственная только человеку, такая, которая при всех наших немощах, по благодати Божией, возможна, что и оправдали в жизни своей тысячи, миллионы истинных христиан.
«Господь милостив»... Да, слава милосердию Его! Он уже явил нам столь великую милость, сколь велика безконечная благость Его. Но разве Он отступил уже от Своей правды? Разве отменил уже муку вечную? А ежели не отменил и не отменит, то для кого же она, как не для грешников, и особенно грешников из христиан? Хорошо бы, по милосердию Божию, быть в раю, а что ежели по правде Его за грехи наши придется быть в муке? (См. «Сеятель благоч.» прот. В. Нордова).
III. Чаще будем, братия мои, поверять себя — христиане ли мы, и если заметим, что далеко уклонились от своего христианства, будем всеми силами нашей души и тела заботиться о возвращении себе этого великаго и спасительнаго знания. Аминь.