28.10.2016
<-назад в раздел
Сказание о чудотворной иконе «Спорительница хлебов»
Эта икона отразила в самом начертании своем глубокую, детскую веру в Богоматерь оптинского старца Амвросия, одного из великих праведников русского народа XIX-го века, пламеневшего, как большинство русских подвижников, чрезвычайным усердием к Царице Небесной. Старец Амвросий ни одного Богородичного праздника не пропускал без того, чтобы не отправить у себя в келье перед Ее иконой бдения.
В 1890 году настоятельница Волховского женского монастыря, игумения Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящей на облаках. Руки Ее подняты в благословляющем движении. Внизу — сжатое поле, и на нем, среди цветов и травы, лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Волховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и указанию старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», выражая этим, что Богоматерь — Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.
Старец сам молился перед этой иконой; учил молиться перед ней и духовных дочерей своих — монахинь основанной им женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян.
Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста перед этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое»! И акафист с этим припевом часто читался и пелся сестрами в келье изнемогавшего старца.
Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. В этот самый день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу. И словно уже из могилы совпадением этого дня похорон его с днем установленного им празднования он указывал детям своим, на Кого он их оставил.
— Батюшка, вот вы умираете, — спрашивал старца его духовник. — На кого обитель свою оставляете?
Он ответил с присущим ему упованием:
— Обитель оставляю Царице Небесной.
И не вотще: имея около 500 сестер при смерти старца Шамординская община, переименованная теперь в монастырь, в настоящее время насчитывает их до 800.
Первой милостью, излившейся от этой иконы, было то, что, хотя 1891 год в России был вообще голодный, и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на Шамординских полях хлеб родился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было.
Уже по кончине старца, летом 1892 года, написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха, и грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились.
В 1890 году настоятельница Волховского женского монастыря, игумения Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящей на облаках. Руки Ее подняты в благословляющем движении. Внизу — сжатое поле, и на нем, среди цветов и травы, лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Волховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и указанию старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», выражая этим, что Богоматерь — Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.
Старец сам молился перед этой иконой; учил молиться перед ней и духовных дочерей своих — монахинь основанной им женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян.
Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста перед этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое»! И акафист с этим припевом часто читался и пелся сестрами в келье изнемогавшего старца.
Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. В этот самый день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу. И словно уже из могилы совпадением этого дня похорон его с днем установленного им празднования он указывал детям своим, на Кого он их оставил.
— Батюшка, вот вы умираете, — спрашивал старца его духовник. — На кого обитель свою оставляете?
Он ответил с присущим ему упованием:
— Обитель оставляю Царице Небесной.
И не вотще: имея около 500 сестер при смерти старца Шамординская община, переименованная теперь в монастырь, в настоящее время насчитывает их до 800.
Первой милостью, излившейся от этой иконы, было то, что, хотя 1891 год в России был вообще голодный, и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на Шамординских полях хлеб родился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было.
Уже по кончине старца, летом 1892 года, написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха, и грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились.
Е. Поселянин. Сказания о
чудотворных иконах Богоматери
чудотворных иконах Богоматери