Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
 Святой апостол Фома. Проповедь протоиерея Григория Дьяченко 19.10.2016

Святой апостол Фома. Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

О сомнении в деле веры
   I. Св. апостол Фома, память коего празднуется ныне, по прозванию Дидим (близнец), родом галилеянин, был в числе 12-ти апостолов. Когда, по воскресении Господа, сказали Фоме, что I Христос воскрес, Фома не поверил и сказал, что не поверит, пока сам не увидит Спасителя и не дотронется до ран Его. Чрез 8 дней по воскресении, Господь, явившись ученикам чрез затворенныя двери, сказал Фоме: «посмотри на руки Мои и вложи персты в Мои раны, и не оставайся в неверии, но верь». Фома устыдился своего неверия и с радостью воскликнул: «Ты Господь и Бог мой!». Тогда Спаситель сказал ему: «ты поверил, когда увидел; но блаженны те, которые, не видя, веруют».
   По сошествии Святаго Духа Фома по жребию пошел на проповедь в Парфию, Мидию и Индию. Он начал скорбеть о том. что на его долю выпали такия далекия и неизвестныя страны, но Господь явлением Своим утешил его. Проповедь евангелия в Индии Фома закончил мученическою смертию: он был пронзен копьем.
   II. Сомнение св. ап. Фомы, закончившееся глубокою верою, побуждает нас, братия, побеседовать ныне о сомнении в деле веры, которым заражены многие в настоящее время и которое нередко оканчивается к великому несчастию безверием, лишающим царствия небеснаго.
   а) Что такое сомнение в деле веры?
   Свящ. писание уподобляет сомневающихся «морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости.
   Сомнение в вере есть следствие нравственнаго упадка человеческой души. Для примера можно указать на иудейский народ времен Господа I. Христа, то заявлявший и исповедывавший веру свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры.
   б) Душевное состояние сомневающихся в вере по истине ужасно. Сомнение в вере удовлетворяет только среди земного счастия, спокойно находится только в человеке, который, полный здоровья и жизни, каждое последнее мгновение смерти разсматривает как очень отдаленное событие. Но с того самаго мгновения, как нашей жизни начинает угрожать опасность, когда являются болезни — эти предвестники смерти, чтобы напомнить нам, что страшная минута недалека от нас, если мы находимся в непредвиденной опасности и видим жизнь нашу висящею на волоске, тогда сомнение перестает удовлетворять нас, мнимая безопасность, которую оно нам обещало пред тем, превращается в страшную опасность, полную упреков, страха и ужаса. Тогда сомнение перестает казаться удобным и начинает представляться ужасным. В своем нравственном разслаблении человек ищет тогда света и не находит, — взывает к вере, но вера, которою он пренебрегал всю жизнь, и которую быть может и осмеивал, не отвечает ему, потому что он не со смирением сердца, а от гордаго духа ума, обращается к ней. И не тогда только сомнение бывает ужасным мучением, когда человек находится в опасном положении, когда его взор смущается и устрашается пред мраком неизвестнаго будущаго; но и в обыкновенном течении жизни, среди вседневных событий, человек тысячу раз чувствует, как яд ехидны (т. е. неверие), скрывающийся в его груди, капля за каплей падает на его сердце. Бывают минуты, когда и от удовольствий чувствуется утомление, когда наскучивает мир, когда жизнь становится в тягость, когда не знают, куда девать время, которое кажется им так медленно двигающимся вперед; глубокая тоска овладевает тогда душой, неописанное безпокойство терзает ее.
   Это не то, что подавляющия несчастия жизни; это не печаль, которая гнетет дух и вызывает печальные вздохи; это — убийственное изнеможение, недовольство всем окружающим нас, мучительное оцепенение всех сил. Для чего я в мире? — спрашивает себя человек. Какую пользу принесло мне мое существование? Что я теряю, удаляясь с лица земли, которая для меня опостылела, и лишаясь солнца, которое мне болыне не блестит? Нынешним днем я недоволен, как и вчерашним, и завтра будет так же, как и сегодня; моя душа иицет наслаждения и не наслаждается, требует счастия и не достигает.
   Не чувствовали-ль вы, счастливцы света, этого мучения, этого червя, грызущаго души тех, которые думают в умственном отношении стоять выше других? Не терзает ли вашу грудь отчаяние? Так знайте же, что один из печальных источников этого состояния есть сомнение; это пустота души, которая ее безпокоит и мучит, — это страшное отсутствие всякой веры и всякой надежды, это неведение о Боге, происхождении и назначении человека.
   Только в крепкой вере в Бога и духовный мир человек найдет полное утешение в скорбях жизни, получит терпение в болезни, спокойствие в виду смерти, за которой начнется вечно блаженная жизнь для верующих и любящих Бога и ближних, и разрешит все тревожные вопросы жизни, которые терзают ум всякаго мыслящаго существа.
   в) Какия средства можно указать против сомнения? Искренность сердца и простота души, подлинное желание обладать истиною, пламенная молитва к Богу об умножении веры в наших сердцах, беседы с людьми верующими, чтение слова Божия, посещение богослужения, жизнь по правилам христианской религии, которая «опытно убедит каждаю в истинности и божественности христианства», внимание к путям и обстоятельствам своей жизни — вот средства против сомнения. Этими средствами обладал св. ап. Фома, и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру, выразившуюся в воззвании: «Господь мой и Бог мой!» В противном случае человек даже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнение его может перейти, наконец, в неверие.
   III. Молитвами св. ап Фомы, испытавшаго всю опасность сомнения на себе, да избавит Господь нас от духа сомнения или да обратит его в дух веры и твердаго упования на Бога, который есть крепкий щит против всех бедствий и превратностей жизни и даже против самой смерти.


<-назад в раздел

Русский календарь