В 1552 году войска Царя Иоанна Грозного начали штурм Казани
Молодой Царь Иоанн IV
Царь решил идти на Казань, посоветовавшись с митрополитом Макарием и всем Освященным собором. Сам поход Государь воспринимал в личном плане как жертвенный поступок и способ пострадать за Православную веру и Церковь.
Перед отъездом, прощаясь с женой Анастасией, он говорил: «Аз, жено, надеяся на Вседрежителя и Премилостиваго и Всещедраго и Челолюбиваго Бога, дерзаю и хощу итти против нечестивых варвар, и хощу страдати за Православную веру и за святыя церкви не токмо до крови, но и до последняго издыхания. Сладко убо умрети за Православие; ни есть смерть еже страдати за Христа, се есть Живот Вечный» (Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. 13).
Государь наказывал Царице: «Тебе же, жено, повелеваю: никако о моем отшествии скорбети, но пребывати повелеваю в велицых подвизех духовных и часто приходити к святым Божиим церквам, и многи молитвы творити за мя и за ся, и многу милостыню убогим творити, и многих бедных и в наших царских опалах разрешати повелевай, и в темницы заключимые испущати повелевай, да сугубу мзду от Бога приимем, аз – за храбрство, а ты – за сия благая дела».
Речь Иоанна была столь искренней и неподдельной, настолько назидательной и внушительной, что с Анастасией случился обморок, но «Царь свою супружницу своима рукама удержал, хотяше бо пасти на землю, и на мног час безгласна бывши».
Но самое важное для нас распоряжение Царь отдал митрополиту: «Ты же, господине отец мой Макарий, митрополит всея Русии, потщися, елико тебе Бог даст, во всем беречи Царство <...>; брата же нашего на благодарныя дела поучай, такожде и бояр, оставших зде, во всем наказуй; такоже, господине, и жену мою, Царицу Анастасию, непраздну сущу, духовне во всем побереги».
Помимо этого летописного сообщения, существует еще одно известие, касающееся поручения Иоанна IV митрополиту Макарию накануне Казанского похода. Оно принадлежит Исааку Масса (1587–1635), голландскому купцу и торговому резиденту в Москве, писавшему о событиях в Русском государстве начала XVII века. Рассказывая об отъезде Иоанна Васильевича к войску, стоявшему под Казанью, Исаак Масса отмечает, что в Москве Царь «оставил вместо себя митрополита Макария» (Масса И. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии до 1610 г. за короткое время правления нескольких Государей // О начале войн и смут в Московии. М., 1997). Несмотря на ряд неточностей и анахронизмов, содержащихся в рассказе голландца, историк И.И. Смирнов признал его достоверность в той части, где извещается «об оставлении Иваном IV на время своего отсутствия, „вместо себя“, т. е. наместником, митрополита Макария» (Смирнов И.И. Очерки).
Воротившись из похода, Царь скажет встречающим его священнослужителям, что несчастья, пережитые Русью и православным людом, случились «грех ради наших, наипаче же моих ради согрешений» (Полное собрание русских летописей. Т. 13).
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА
По книге И.Я. ФРОЯНОВА
«Драма русской истории». М., 2007.