Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
12.09.2016

Паломничество в обитель Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

сонастырь.jpg

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь находится на расстоянии 260 км от Санкт-Петербурга и 21 км от небольшого старинного русского городка Лодейное Поле, в пределах Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Главная святыня обители, привлекающая паломников со всего мира, – нетленные мощи ее основателя, преподобного Александра Свирского, волею Божией, сохранившиеся за пять веков, истекшие с момента преставления святого, вплоть до волос и кожи, во исполнение псаломских слов: Ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс. 15, 10). И ныне, как и в прежние времена, у святой гробницы творятся чудеса: верующие исцеляются от неизлечимых болезней, изгоняются злые духи, вразумляются закоренелые грешники и безбожники... Время от времени святыня мироточит благоухающим миром. Так дивно прославляет Господь Своего угодника на земле, а небесную его славу нам сложно даже представить, ибо ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Каким же был путь святого Александра к вершинам духовного совершенства и святости?
Родился преподобный в 1448 году в приладожском селе Мандеры (ныне Сермакса – населенный пункт, входящий в состав Ленинградской области), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в крестьянской семье и во святом Крещении был наречен Аммосом. Подобно святому Иоанну Крестителю и многим другим великим святым, преподобный Александр был дарован своим благочестивым родителям за их усердную молитву. В детстве ему плохо давалась грамота, а обучение в ту пору основывалось на Священном Писании, и потому неуспех сильно огорчал боголюбивого отрока. Аммос изливал свою скорбь Царице Небесной, прося Ее помощи. И однажды после горячей молитвы он услышал голос от иконы Матери Божией: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор он начал преуспевать в чтении Слова Божия и превзошел своих сверстников в его разумении.
Ежедневно юноша посещал храм, строго соблюдал посты и тянулся к монашествующим, почитал своих родителей и повиновался им. Когда ему исполнилось 26 лет, отец и мать задумали женить сына, но Аммос уже избрал своим поприщем иноческое житие. В богоугодном намерении его укрепили оказавшиеся по Промыслу Божию в тех краях насельники Валаамской обители. Бывший среди них прозорливый старец предсказал родителям святого: «Сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы».
Вскоре юный подвижник под видом посещения близлежащего села для передачи знакомому рабочего инструмента, испросив у родителей благословения на дорогу, направился на Валаам. Вечер застал Аммоса в шести верстах от реки Свирь на берегу озера, окруженного дремучим лесом, где он и остановился. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос, сказавший, что ему предстоит долгое время прожить в Валаамском монастыре, а затем основать тут, на этом месте, святую обитель, в которой будут спасаться многие монашествующие. На утро, прежде чем продолжить путь, Аммос вновь обратился ко Господу с молитвой о ниспослании себе провожатого, знающего дорогу до монастыря. И вскоре он встретил странника, с которым быстро добрался до Валаамской обители. По внезапному исчезновению своего таинственного спутника святой узнал в нем Ангела Божия.
На Валааме Аммос упросил настоятеля принять его в братию. Господь открыл прозорливому старцу-игумену Иоакиму будущие подвиги юноши, и он постриг его в монашество с именем Александр. Новопостриженный инок ревностно проходил различные трудовые послушания, повинуясь старшим, соблюдая строгий пост и проводя ночи в молитве. Видя его равноангельную жизнь, настоятель и братия радовались и прославляли Бога.
Между тем родители святого, не дождавшиеся сына, решили, что с ним случилось несчастье и стали усиленно его разыскивать. Через три года Стефан, отец преподобного, нашел его в монастыре и начал упрашивать вернуться домой. Но Александр проявил твердость и мудрость: отказав отцу, он усердно молился о нем Богу, и вскоре Господь расположил Стефана принять постриг во Введено-Оятском монастыре. Также и мать святого, Васса, стала монахиней в той же обители. Пожив несколько лет в иноческих подвигах, они в мире преставились ко Господу. Уже в наше время преподобные Сергий и Варвара (так нарекли в монашестве родителей преподобного Александра) были причислены к лику святых.
Прожив семь лет на Валааме, с благословения игумена Александр переселился на уединенный остров, впоследствии названный Святым, и несколько лет обитал там в пещере, пребывая в суровых подвигах. Однажды, 1485 году, стоя на молитве, пустынник услышал голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на немже возможеши спастися». Игумен удостоверил святого в божественности бывшего ему откровения и благословил последовать возвещенной воле Божией.
Добравшись до указанного ему Господом места на берегу Рощинского озера, преподобный Александр построил там хижину и провел в ней несколько последующих лет. В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Сей благочестивый муж весьма обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а овогда дым светел, от земли к высоте восходящ». С того времени он стал часто посещать пустынника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан.
  
Слава о подвижнической жизни святого Александра со временем распространилась, вокруг него собралась братия, и вскоре был основан общежительный монастырь. Преподобный во всем подавал братии добрый пример: первым приходил в храм на богослужения, с усердием молол муку, пек хлеб, колол дрова, строго постился, мужественно переносил скорби и искушения.
Однажды во время молитвы на берегу Рощинского озера преподобный Александр сподобился посещения Пресвятой Троицы, повелевшей воздвигнуть храм в Свою честь и повторившей подвижнику обетование, что через него спасутся многие. На этом святом месте в настоящее время стоит часовня, в которой можно приложиться к иконам, поставить свечи и набрать себе в благословение освященного песочка.
В другой раз подвижника посетила Пресвятая Богородица, представ ему над основанием церкви в честь Своего Покрова. Царица Небесная обещала всегда быть Заступницей обители, подавая инокам все необходимое.

По молитвам преподобного Александра свершалось много чудес и исцелений. Комплекс основанного им монастыря состоит из Троицкой и Преображенской частей, обнесенных отдельными стенами и соединенных перешейком между Святым и Рощинским озерами. Однажды во время проведения земляных работ на этом перешейке вода из Святого озера устремилась в Рощинское, грозя потопить монахов. Призвав Христа на помощь, преподобный Александр перекрестил водный поток, и стихия остановилась.
Святой преставился ко Господу 30 августа / 12 сентября 1533 года. Он просил братию по своей смерти бросить его тело в болото и затоптать ногами, но они не согласились. Тогда преподобный благословил погрести его на братском кладбище в Преображенской части монастыря, что и было исполнено.
Спустя всего лишь 12 лет после его блаженной кончины преподобный Александр Свирский был причислен к лику святых. Собираясь в поход на Казань, чтобы освободить 100 тысяч русских пленников и разорить вертеп разбоя и источник постоянных набегов на Русь, благочестивый Царь Иоанн IV посетил Александрову обитель и горячо помолился святому о помощи. Впоследствии по воле Царя один из пределов храма Василия Блаженного, воздвигнутого на Красной площади в ознаменование победы над Казанским ханством, был освящен в честь святого Александра.
Нетленные мощи Свирского чудотворца были обретены в 1641 году, при копании рва для строительства Преображенского монастырского собора, и с тех пор благочестивые русские люди совершают к ним паломничества. Во время возникновения т.н. «старообрядческого» раскола в Олонецком крае Александро-Свирский монастырь стал оплотом Православия и все последующие века удерживал местных жителей от уклонения в погибельные раскольнические заблуждения.
В начале XIX века в обители подвизался последователь преподобного Паисия Величковского местночтимый святой схимонах Феодор вместе со своим учеником, будущим преподобным Оптинским старцем Львом. В 1820 году они принимали здесь Императора Александра I, узнав о его прибытии чрез откровение Божие. Мощи преподобного Феодора упокоились в монастыре за алтарем Преображенского собора. А рядом погребен архимандрит Агафангел, которому обитель обязана своим духовным и материальным процветанием на рубеже XIX–XX веков. Одну присказку отца Агафангела до сих можно услышать из уст некоторых духовников: «Коль не хочешь быть упрям – отплывай на Валаам, а не хочешь быть суров – отправляйся-ка в Саров, а хочешь быть опытным – ступай в Оптину».
После богоборческого переворота 1918 года настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Евгений, иеромонахи Варсонофий и Исаия были арестованы и расстреляны. В стенах закрытой обители размещались Свирский концлагерь, психиатрическая больница и другие учреждения. Мощи преподобного Александра изъяли и доставили в Петроград, в Военно-медицинскую академию. Там стараниями заведующего кафедрой нормальной анатомии профессора Владимира Николаевича Тонкова, человека верующего, они были сокрыты, хранясь нигде не учтенными среди анатомических экспонатов. В 1998 году, вскоре после возобновления монашеской жизни в Александро-Свирском монастыре, святые мощи были найдены. Во время молебна в Военно-медицинской академии, совершенного настоятелем возрожденной обители, они замироточили, что развеяло сомнения в подлинности святыни.
Некоторое время мощи пребывали в Санкт-Петербургском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, куда к ним устремились десятки тысяч паломников. А затем их перенесли в родной монастырь, где по сей день от них не перестают изливаться многоразличные чудеса. Расскажем лишь о нескольких случаях.
В августе 1998 года молодая женщина принесла в Преображенский собор свою маленькую дочь, не владевшую из-за поражения центральной нервной системы руками и ногами. При помощи стоявшего у мощей монаха она положила девочку на раку, а затем, сняв ее, посадила и стала сама прикладываться к святыне. В это время ребенок встал на ноги и самостоятельно пошел по храму к великому изумлению и безграничной радости матери и всех очевидцев чуда.
Однажды монастырь посетил сотрудник одного известного светского издания, планировавший сфотографировать мощи преподобного Александра и использовать снимок для антирелигиозной публикации в своей газете. Получив разрешение на съемку, журналист направил объектив на открытую раку, но тут произошло неожиданное: преподобный ногой выбил фотоаппарат из рук мужчины. Свидетельницей чуда была убиравшаяся в храме трудница, а позже о нем рассказал и сам фотограф.
День нашего посещения монастыря выдался солнечным. К сожалению, мы не смогли попасть в реставрирующуюся Троицкую часть обители, но зато сподобились побывать в уже достаточно благоустроенной Преображенской части и приложиться к нетленным чудотворным мощам преподобного Александра. Помимо святых мощей в Спасо-Преображенском монастырском соборе пребывает еще множество редких святынь и чудотворных икон. Обитель расположена на высоком берегу Рощинского озера, с которого открывается великолепный вид на окрестности, а на противоположном берегу виднеется деревянный храм Свято-Пантелеимоновского скита.
Конечно, подвиги великого угодника Божиего святого Александра Свирского нам не под силу. Но, взирая на его житие, мы можем укорять себя в греховности, нерадении и духовном расслаблении и приобретать таким образом хоть малое смирение. Хорошо бы также усвоить несколько добрых уроков из его жития, например, – о сопровождении всех дел призыванием Господа, сказавшего: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), а также – об избрании Священного Писания учебником жизни и источником постижения премудрости. Познание заповедей Божиих, соединенное с прошением ко Господу о помощи в их исполнении, поставит и нас, грешных, на путь спасения.
 
Александр Малинин
Источник: газета "Православный крест"

<-назад в раздел

Русский календарь