Сегодня день памяти видного государственного деятеля, президента Академии наук, министра народного просвещения в царствование Императора Николая I, автора знаменитой триады «Православие, Самодержавие, Народность» графа Сергея Семеновича Уварова
Как и история всех великих наций, из которых складывается история мира, прошлое России переполнено незабываемыми событиями, свершение которых связано с выдающимися, гениальными русскими деятелями.
В этом ряду русской истории находится и имя графа Сергея Семеновича Уварова.
Сегодня день памяти видного государственного деятеля, президента Академии наук, министра народного просвещения в царствование Императора Николая I, автора знаменитой триады «Православие, Самодержавие, Народность» графа Сергея Семеновича Уварова, скончавшегося 4 сентября 1855 г (по старому стилю).
Он родился 25 августа 1786 г. в Москве в дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, став знатоком древних и новых языков, европейской культуры; обладал литературным талантом. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, познакомился со многими представителями европейской литературы и науки, сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках.
Еще в 1811 г. Уваров стал почетным членом Петербургской Академии Наук, в 1818 г. он был назначен президентом Академии Наук. Много содействовал расширению деятельности академии: при нем была основана Пулковская обсерватория, предпринят ряд научных экскурсий, преобразована старая академия, увеличено количество академиков, средства академии и т.п. Президентом академии Уваров оставался до своей кончины. В 1826 г. он был назначен сенатором и членом Государственного совета. «Восхищенный, прекрасными, истинно народными стихами» пушкинской оды «Клеветникам России», Уваров перевел ее на французский язык, за что Пушкин благодарил его письмом от 21 октября 1831 г.
В 1832 г. Уваров был назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. министром. Шестнадцатилетнее управление (1833-49) министерством занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу, основан ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий и университетов. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале министерства народного просвещения».
Но главная заслуга Уварова состоит в том, что он попытался поставить образование на твердую национальную, православную почву. Еще в 1832 г. он подал Императору Николаю I записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Он считал необходимым ввести в преподавание «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям».
По мнению известного русского философа Арсения Владимировича Гулыги, нашего современника, уваровская триада является «формулой русской культуры», то есть фундаментальным основанием, на котором покоится благоденствие России как нации, государства и цивилизации. В этом качестве уваровский закон содержит в себе все возможные вариации Русской идеи. И православный патриотизм, и имперскую идеологию, и русский национализм, составляющие в совокупности идеологию русской национальной политической мысли, практическим воплощением которой является русский миропорядок Государство Российское.
Формула Уварова подразумевала различные формы проявления. В виде «За веру, Царя и Отечество» она стала боевым девизом русской армии. Речь шла о нерушимом союзе этих начал, предохранявшем Россию от поражений и обеспечивавшем ей победы.
В 1846 г. за труды Уваров был возведен в графское достоинство, но в октября 1849 г. он оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских революций 1848 г. Занятая Уваровым позиция исключительного патриотизма и служения Отечеству стала причиной злословий в его адрес со стороны разного рода либеральных деятелей.
В чем для нас непреходящая заслуга графа С.С. Уварова? Тогда в середине XIX века он со всей решительностью противопоставил разрушительному кличу европейских революционеров «свобода, равенство и братство», созидающее начало «Православие, Самодержавие, Народность». Как тогда, так и сейчас «борцы за демократию» силятся лишить дело воспитания самого главного – народных, православных корней.
По материалам Интернет-ресурсов