Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Высшая философия Креста
Все мы должны знать, мои возлюбленные о Христе чада, великое и спасительное значение Креста Господня. Об этом значении, точнее, о неизреченных благах, происходящих нам от Креста, говорила Святая Церковь и вчера, и сегодня в своих богослужениях настоящего великого праздника.
Говорила об этом Святая Церковь и в стихире на «Господи, воззвах», которая поется на Малой вечерне. Здесь сказано: «Крест возносится, и демони прогоняются, разбойник Едема убо врата отверзает, смерть умерщвляется и ныне пуста явися, Христос величается. Тем веселитеся вси земнороднии, клятва разрушися».
Здесь кратко, но существенно изображаются все события Божественного о нас домостроительства, центром которых является Крест Господень. Крестом Своим и Божественною Своею Кровью, на нем пролитою, Господь искупил первородный грех Адамов, разрушил все дела диавола, направленные к гибели всего человечества, уничтожил смерть, сделавшись Первенцем воскресения всех людей, разрушил клятву – это разлучение людей с Богом. Потому двери рая теперь отверсты для нас, и святые люди, вслед за покаявшимся благоразумным разбойником, по своей смерти водворяются в нем, и даже без воздушных бесовских мытарств, по словам Христа: Слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя имат живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 24). В силу этого Креста Своего Господь дарует нам Свою Божественную благодать, которая помогает нам неуклонно соблюдать все спасительные заповеди. Через них, а также через Святое Причащение, нам дарована возможность вступать в самое близкое, родственное и блаженное единение еще здесь со Христом для участия в великой славе и неизреченном блаженстве Его Небесного Царства.
Достижение всех этих благ Креста Господня должно быть целью всей нашей жизни. И мы всех этих благ достигнем и будем ими обладать, если усвоим урок, коему поучает нас сей Крест Господень. Он поучает нас смирению Христову, о чем еще апостол Павел сказал: Себе умалил, зрак раба приим, <…> смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 7–9).
Не будем забывать, возлюбленные, что крест этого дивного смирения вплоть до оплевания, заушения, страдания и смерти, Господь восприял на Себя добровольно. Подражая Христу, и все святые, начиная с апостолов, добровольно возлагали на себя крест смирения, со всеми его унижениями и страданиями, зная, что как Господь смирением совершил наше спасение, так и мы ничем иным не можем достигнуть своего спасения, как только через смирение.
Мы же, возлюбленные о Христе чада мои, будем умолять Господа, ради Его Креста, о даровании нам благодатных сил смиряться и перед Богом, и перед людьми, хотя бы под влиянием тех великих скорбей, бедствий и всяких несчастий, которые посылает нам Господь с единственною целью смирить нас для нашего спасения. Эту Свою Божественную и непреложную истину открывал Господь еще в Ветхом Завете через Своих пророков. Так, Господь некогда говорил людям через Моисея, что если они будут слушать Его, своего Господа, и соблюдать Его заповеди, то все блага земли и всякое благополучие будут их уделом. Если же они не будут Его слушать и исполнять все Его заповеди, то Он пошлет на них всякие болезни и несчастья. Если же и при всем том они не смирятся и не будут слушать Его, то Он будет всемеро увеличивать все их бедствия и будет карать их до тех пор, пока не сломит их гордого упорства (см.: Лев. 26, 3–46).
Так раскрывали эту Божественную истину и в Новом Завете Святые Отцы Церкви. Они свидетельствовали, что все несчастия Господь посылает нам для того, чтобы смирить нас; причем Господь попускает, чтобы сам сатана со всеми своими демонами попирал нас посредством всевозможных болезней и бедствий, пока мы не смиримся и через смирение не станем на спасительный путь и не воссоединимся с Богом.
О, если бы мы познали истинный смысл и значение всех своих страданий! К сожалению, среди нас много находится людей, которые не хотят иметь истинного ведения о спасительном значении всех своих скорбей. Несмотря ни на какие вразумления их Богом посредством бедствий, они продолжают пребывать в гордости и тщеславии. Они хотят, чтобы их хвалили, прославляли, считали их первыми за их ум и за их добрые дела. Такие христиане не хотят знать слов апостола Павла, который, будучи обогащен всякою премудростью, всеми дарованиями Святаго Духа и нравственным совершенством, говорил про себя, что он первый грешник из всех грешников мира (см.: 1 Тим. 1, 15). Эти христиане не хотят знать и слов Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который больше всего и прежде всего требует от нас смирения, когда говорит: Приидите ко Мне <…> и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28–29).
Что это за покой, который Господь обещает смиренным? Это покой от грехов, покой от страстей, это божественная радость, райское блаженство Небесного Царства Христова. Этого-то покоя Святая Церковь молитвенно испрашивает всем усопшим православным христианам, в своих заупокойных богослужениях говоря: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», или: «Упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея», или: «Со святыми упокой».
Но как же Господь дарует нам покой от всех скорбей и несчастий, когда мы не смиряемся? О, если бы мы все поняли самую истинную и высшую философию Креста Господня – смирение Христово! Недаром великий Святой Отец Церкви преподобный Макарий Египетский говорит, что смирение есть сущность всего христианства. И не только понять умом мы должны эту спасительную для нас философию, но должны усвоить ее и всем сердцем, и всем существом, и всею своею жизнью. Тогда Господь сделает так, что все блага Креста Господня будут нашим достоянием. Тогда Господь не лишит нас и Своей Божественной радости – испытывать в нашей жизни силу Креста и крестного знамения в борьбе со грехом, страстями и со всякими несчастиями.
Эту силу крестную Господь проявлял, и не раз, в великих чудесах еще в Ветхом Завете через Своих праведников. Так, великий вождь Израильского народа пророк Моисей осенил крестообразно своим жезлом Чермное море и совершил величайшее чудо: вода расступилась, и еврейский народ прошел по дну морскому, как по сухому пути, на что египтяне с фараоном покусившись, погибли в волнах сего моря.
Нельзя пересчитать всех чудес от Креста и Крестного знамения в жизни новозаветного избранного народа. Из жизнеописания святого Иоанна Богослова мы знаем, возлюбленные дети мои, как один добрый христианин впал в нищету, не мог уплатить своих долгов и потому хотел наложить на себя руки. С этою целью он неоднократно ходил к еврею волхву брать у него яд. Но каждый раз по возвращении домой, прежде чем выпить чашу с ядом, он осенял ее Крестным знамением, а потом пил яд. И сила Крестного знамения сохранила его живым и невредимым. Когда об этом узнал волхв еврей, то его объял священный ужас, он пришел к великому апостолу Иоанну Богослову, отрекся от язычества, принял христианскую веру и крестился. А бедному христианину святой апостол Иоанн повелел принести пук сена, осенил это сено Крестным знамением, превратил его в груду золота и отдал ему для уплаты долгов и на его содержание.
Я знал одного 23-летнего юношу, которому далеко было до безстрастия. Но он искренно стремился ко Христу своим сердцем и имел детскую простую веру. Однажды его позвали к женщине, умиравшей от кровотечения из носа, помолиться за нее. Уже второй таз наполнялся кровью. Женщина стала терять сознание, и лицо ее сделалось белым, как снег. Юноша подбежал к умирающей, осенил ее лицо крестным знамением, и в тот же момент кровотечение остановилось, и женщина быстро выздоровела.
Будем, мои возлюбленные о Христе чада, смиряться и как можно чаще прибегать к силе Креста и Крестному знамению в своих молитвах. И в нашей жизни осуществятся слова из канона святого Андрея Критского, который мы всегда слушаем на первой и пятой неделе Великого поста, и где о Крестном знамении сказано: «Сим знамением можеши и ты великая совершити». Аминь.
Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)
Произнесено в храме святителя
Николая г. Софии, 1949 год
Статьи и проповеди. СПб., 1994.