Память священномученика Уара, епископа Липецкого
Священномученик с супругой и детьми
Священномученик Уар (в миру Петр Алексеевич Шмарин) родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии, в бедной крестьянской семье. У родителей святого, Алексея и Марфы, было 13 детей, но до совершеннолетия дожили только Петр и одна его сестра. Отец умер рано, и мальчик с шести лет помогал матери по хозяйству. А трудиться он начал с того, что стал пасти гусей местного священника. Батюшка обратил внимание на смышленого парнишку и определил его в церковно-приходскую школу.
После окончания школы пастырь призвал будущего священномученика к себе и сказал: «Петруша, если ты дашь мне слово, что станешь священником, я займусь твоим образованием. Я помогу тебе окончить гимназию и семинарию». Мальчик пообещал исполнить желание священника, и тот походатайствовал, чтобы его определили на казенный счет – сначала в гимназию в Тамбове, а затем – в церковно-учительскую семинарию в Тамбовской губернии.
Получив образование, Петр Алексеевич, чтобы исполнить данное священнику слово и получить священный сан, посватался к девице Клавдии, происходившей из старинного рода донских казаков. Они обвенчались, Петр вскоре стал диаконом и был направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у супругов родилось трое детей – две дочери, Мария и Клавдия, и сын Николай. 28 октября 1910 года диакон Петр был переведен на служение в Финляндию и рукоположен во священника ко храму на острове Манчинсаари на Ладожском озере (ныне Республика Карелия).
Не считая свое образование законченным, батюшка всегда стремился к новым знаниям. Он собрал дома большую библиотеку, куда входили как книги духовного содержания, так и некоторая светская литература; знал все религиозно-философские течения своего времени, был сведущ и в иных обсуждавшихся тогда в свете вопросах. Также отец Петр имел обширные познания в области медицины, изучил много книг различной медицинской тематики. Когда заболевали дети, он не прибегал к помощи врачей и лечил их самостоятельно, за исключением лишь чрезвычайных случаев, требовавших хирургического вмешательства. Как к медику к нему обращались и крестьяне всех окрестных селений. Прихожане глубоко уважали и искренне любили своего доброго пастыря. Приход отца Петра находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к нему часто приезжали и останавливались в его доме монашествующие. Священномученик был человеком открытым, общительным и мог найти общий язык практически с каждым гостем.
На Манчинсаари у батюшки родилось еще трое сыновей. Затем его перевели в храм в селе Мустамяги неподалеку от Выборга. А еще через некоторое время в Финляндию переехали родственники Клавдии: ее мать, сестра с мужем и брат.
После революции эта страна отделилась от России, и отец Петр с семьей, а также все их родственники, взяв только самое необходимое, выехали в Петроград. Священник отвез супругу с чадами в родное село, к своей матери, а сам остался в столице. В 1918 году дети заболели тифом, а когда выздоровели, недуг перешел на Клавдию. Болезнь была столь скоротечной, что, даже несмотря на отправленную в Петроград телеграмму, отец Петр добрался до Ново-Ситовки уже после похорон жены. Сюда съехалась и вся родня Клавдии – нужно было решать, что делать с шестью сиротами, кому и как участвовать в их воспитании. В город батюшка забрать их не мог, поскольку там тогда свирепствовал голод. В итоге пятерых малышей взяла к себе в Лебедянь бабушка, мать почившей, Анна Ивановна Стрельникова, а дочь Клавдию приютили родственники из Липецка.
Вскоре отцу Петру дали приход в десяти километрах от Лебедяни, в селе Тютчево. К этому же приходу относились, кроме того, два больших селения – Куликово и Новодворское. Пастырь снял для себя и семьи квартиру в доме вдовы ранее служившего там священника.
В 1922 году образовался обновленческий раскол, «живоцерковники» при поддержке безбожных властей стали захватывать храмы. Церковное управление было нарушено, многие приходы утратили связь с епархиальными архиереями, которые или были арестованы, или находились из-за чинимых богоборцами препятствий на значительном расстоянии. Собравшиеся на съезд представители духовенства и мирян Лебедянского уезда Тамбовской епархии постановили уполномочить священника Петра Шмарина обратиться к Патриарху Тихону по данному вопросу. В своем прошении к Первосвятителю от 2 августа 1923 года священник писал: «Духовенство и жители Лебедянского уезда, оставшиеся верными историческим религиозно-нравственным началам и укладу Православной Церкви, не имеют фактически своего законного епископа и чувствуют себя в духовном отношении в настоящее время крайне сиротливо. Они не знают, как и куда им обращаться в своих неотложных церковно-приходских нуждах. Имеется крайняя необходимость в своем епископе, который объединил и вдохновил бы разрозненных пастырей и успокоил бы мятущихся пасомых...» В ответе Патриарх благословил временно по всем вопросам обращаться к епископу Козловскому, викарию Тамбовской епархии, Димитрию (Добросердову).
В 1924 году в дом к отцу Петру ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Вся семья поднялась, пятеро детей выстроились в коридоре. Один из пришедших многозначительно оглядел их и затем сказал батюшке: «А Вам придется проехать с нами».
Священномученика заключили в лебедянскую тюрьму. На допросах сотрудники ОГПУ уговаривали его отречься от сана. «У Вас большая семья, Вам будет очень трудно в новых условиях, – угрожали они, – откажитесь от священства. Вы – человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам требуются знающие люди. Мы дадим Вам хорошую, престижную работу, квартиру, обезпечим Вас всем, у Вас не будет никаких забот. Единственная помеха к тому, чтобы все это Вы получили, – это ваш сан. Снимите его – и Вы все получите!»
На все эти увещания и аргументы отец Петр неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, – вы никогда не добьетесь. Уж такой я человек: во что верую – тому никогда не изменю. Так что напрасны все ваши усилия».
Столкнувшись с непреклонной волей доброжелательного и миролюбиво настроенного священника и, возможно, обратив внимание и на то, что он из бедного крестьянского сословия, власти на этот раз освободили его.
20 августа 1926 года отец Петр Шмарин по предварительном пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Епархию в то время составляли приходы Липецкого, Боринского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов. Сначала он служил в липецком Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году – в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом Православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. Архипастырская деятельность Владыки, его верность учению Христову и авторитет среди верующих – все это не могло не безпокоить представителей власти, которые стали искать возможность избавиться от него.
На основании ложных свидетельств 8 июня 1935 года священномученик был арестован и помещен в городскую тюрьму. 11 сентября состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда, приговорившей архипастыря к восьми годам тюремного заключения. По окончанию процесса святому дозволили повидаться с родственниками и его посетили дети. За время тюремного заключения и следствия Владыка стал выглядеть значительно старше своих лет, но был спокоен, как будто новые обстоятельства и предстоявший тюремный срок его почти не касались. «Не плачьте и не переживайте, – сказал он чадам. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».
Владыка Уар, 1935 год
На следующий день епископа Уара этапом отправили в тюрьму в Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, до перевода в Карагандинские лагеря, куда прибыл в 1937-м, 8 февраля. В те же годы был арестован и староста липецкого собора, который попал в тот же лагерь, что и священномученик. Он сообщал родным: «Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает».
Спустя время из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Прежде он содержался в бараке, где в основном проживали осужденные по политическим статьям, но в 1938 году был переселен к уголовникам. 23 сентября того же года преступники-безбожники убили Владыку.
Священномученик Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря (ныне с. Самарка Мичуринского р-на Карагандинской обл.), прославление же его в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года.
Подготовила
Ксения МИРОНОВА
По книге игумена
Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви 20 столетия.
Жизнеописания и материалы к ним.
Книга 6». Тверь, 2002.