24.07.2016
<-назад в раздел
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Святая благоверная княгиня Ольга
Св. благоверная великая княгиня Ольга, память коей совершается ныне, по преданию, была родом из псковской области. Случайно сделалась она супругой великаго князя киевскаго Игоря и по смерти его, в 946 г., была правительницею государства, за малолетством сына ея Святослава. В начале управления своего, она прежде всего старалась отмстить соседнему племени — древлянам, которые были враждебны русским и особенно возбуждали гнев Ольги тем, что коварно умертвили мужа ея Игоря. Эту месть Ольга исполнила с такою хитростию и жестокостию, которыя в те времена были обычным явлением среди язычников, коих сердце не было смягчаемо любовию Христовою. О мести и хитростях Ольги летописец разсказывает, что когда древлянский князь Малк прислал просить руки ея, Ольга обманула послов, заманила их к себе и приказала живых закопать в яму; еще присланных от древлян послов из знаменитых граждан она сожгла в бане, — а других умертвила на могиле мужа, хитростию заманив их для его помина. Самый город древлянский Коростен она взяла другою хитростию: положив вместо дани на жителей по три голубя и по три воробья с каждаго двора, велела привязать к этим птицам зажженный трут с серою и пустить на волю: они возвратились с огнем в гнезда и произвели пожар. Овладев таким образом городом, Ольга осудила на смерть старейших граждан, а прочих обложила тяжелою данью. Одаренная великим умом, она не могла не заметить превосходства христианской веры пред языческой. Скоро сердце ея изменилось евангельскою чистотою и христианскою любовию, совершенно чуждою языческой мстительности и совершенно возродилось. По принятии крещения в Константинополе, Ольга сделалась совершенно иною. Вместо мстительности и жестокости, она всюду проявляла смирение и любовь христианскую. Путешествуя по разным областям и городам России, она всюду являлась милосердною и благоприклонною к исполнению справедливых просьб, строила храмы и украшала их; словом заботилась о том, чтобы свет истиннаго богопознания озарил всю землю русскую. Вот какие благие плоды принесла христианская вера, как самой благоверной великой княгине Ольге, так и ея подданным!
II. Братия христиане! Только в христианской вере великое и притом неоцененное благо.
а) Без твердой веры во Христа мы бы остались чадами гнева Божия и нас неминуемо ожидало бы вечное осуждение. Но слава и благодарение Господу Богу, воззвавшему нас из тьмы в чудный свет Свой и давшему нам право быть сынами и наследниками Его небеснаго царствия!
Ведь мы не испытали страшнаго состояния быть вне света евангельскаго, в тьме душевной, в томлениях и мучениях совести, в страхе гнева небеснаго, без надежды прощения и помилования. Со дня рождения нашего св. церковь приняла нас под свой кров, возродила нас купелию крещения в жизнь вечную и соединила нас в таинстве св. причащения со Христом. Посему будем дорожить своею православною христианскою верою, в которой родились и без света которой не жили.
б) Вера устрояет благоденствие людей. Поразительное доказательство этого представляет дорогое отечество наше. Сколько благих последствий произвела православная христианская вера со времени введения ея на Руси? Не она ли возвела царство русское на ту степень славы и величия, какими оно полъзуется теперь? Не она ли воодушевляла народ в тяжкия годины общественных бедствий? Не она ли учила их терпению и покорности во всех злоключениях? Не она ли утешала и ободряла народ во время ига татарскаго? Не она ли воодушевляла народ биться за родину и церковь? Не она ли возбуждала народ к величайшим подвигам и жертвам? Не она ли, наконец, спасла Россию от иноземнаго порабощения? Да, братия, о своем отечестве мы можем со всею справедливостию повторить слова св. ап. Павла, что оно верою содеяло правду, победило царствия, получило обетование, заградило уста львов, хотевших поглотить его или его твердых защитников, возмогло от немощи, было крепко в бранех, обращало в бегство полки чуждых (Евр. 11:33-34).
III. Будем же дорожить св. верою нашею, будем хранить ее, как зеницу ока; не будем изменять ей, не будем колебаться всяким ветром учения, но будем всегда помнить о своем звании христианском, будем стараться не по имени только считаться христианами, но и в самой жизни будем избегать того, что свойственно только язычникам, не просвещенным светом истиннаго богопознания. Ведь тягчайшему осуждению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен (Евр. 10:36), говорит св. ап. Павел.
Итак, ради памяти св. благоверной княгини Ольги, молим вас со святым апостолом не вотще благодать Божию прияти (2 Кор. 6:1). Посему будем ценить эту благодать Божию, будем стараться возгревать в себе дух той веры, с которою первые христиане шли на костры и были готовы претерпеть всевозможнаго рода мучения, но не изменить ей. Ведь от этого зависит все и земное и небесное счастье наше и отечества нашего. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1888 г., июль).
II. Братия христиане! Только в христианской вере великое и притом неоцененное благо.
а) Без твердой веры во Христа мы бы остались чадами гнева Божия и нас неминуемо ожидало бы вечное осуждение. Но слава и благодарение Господу Богу, воззвавшему нас из тьмы в чудный свет Свой и давшему нам право быть сынами и наследниками Его небеснаго царствия!
Ведь мы не испытали страшнаго состояния быть вне света евангельскаго, в тьме душевной, в томлениях и мучениях совести, в страхе гнева небеснаго, без надежды прощения и помилования. Со дня рождения нашего св. церковь приняла нас под свой кров, возродила нас купелию крещения в жизнь вечную и соединила нас в таинстве св. причащения со Христом. Посему будем дорожить своею православною христианскою верою, в которой родились и без света которой не жили.
б) Вера устрояет благоденствие людей. Поразительное доказательство этого представляет дорогое отечество наше. Сколько благих последствий произвела православная христианская вера со времени введения ея на Руси? Не она ли возвела царство русское на ту степень славы и величия, какими оно полъзуется теперь? Не она ли воодушевляла народ в тяжкия годины общественных бедствий? Не она ли учила их терпению и покорности во всех злоключениях? Не она ли утешала и ободряла народ во время ига татарскаго? Не она ли воодушевляла народ биться за родину и церковь? Не она ли возбуждала народ к величайшим подвигам и жертвам? Не она ли, наконец, спасла Россию от иноземнаго порабощения? Да, братия, о своем отечестве мы можем со всею справедливостию повторить слова св. ап. Павла, что оно верою содеяло правду, победило царствия, получило обетование, заградило уста львов, хотевших поглотить его или его твердых защитников, возмогло от немощи, было крепко в бранех, обращало в бегство полки чуждых (Евр. 11:33-34).
III. Будем же дорожить св. верою нашею, будем хранить ее, как зеницу ока; не будем изменять ей, не будем колебаться всяким ветром учения, но будем всегда помнить о своем звании христианском, будем стараться не по имени только считаться христианами, но и в самой жизни будем избегать того, что свойственно только язычникам, не просвещенным светом истиннаго богопознания. Ведь тягчайшему осуждению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен (Евр. 10:36), говорит св. ап. Павел.
Итак, ради памяти св. благоверной княгини Ольги, молим вас со святым апостолом не вотще благодать Божию прияти (2 Кор. 6:1). Посему будем ценить эту благодать Божию, будем стараться возгревать в себе дух той веры, с которою первые христиане шли на костры и были готовы претерпеть всевозможнаго рода мучения, но не изменить ей. Ведь от этого зависит все и земное и небесное счастье наше и отечества нашего. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1888 г., июль).