Козни врагов Православия. В 1822 году был издан Рескрипт Императора Александра I о запрещении в России масонских лож
Первая масонская ложа в России появилась в Москве в 1731 году, но наибольшее развитие это движение получило во второй половине XVIII века. Среди его основных деятелей можно отметить профессора Московского университета И.Г. Шварца, философа И.В. Лопухина и журналиста Н.И. Новикова. Заподозрив масонов в связи с французскими революционерами, Екатерина II в 1791 году запретила эту организацию в России, а Новиков по ее приказу даже был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Вновь масоны оживились уже в годы царствования Александра I.
Одним из инициаторов насаждения в нашей стране масонской идеологии стало Библейское общество (РБО), открытое в 1813 году с благовидной целью перевода на русский и прочие языки и распространения Священного Писания. Виднейшим членом его был масон А.Ф. Лабзин, основавший в Санкт-Петербурге ложу «Умирающий сфинкс». Через почтовый департамент, где редкий чиновник не был масоном, участники РБО вместе с изданиями Священного Писания высылали и свою литературу . С целью популяризации антихристианских идей Лабзин издавал журнал «Сионский вестник», не подлежавший церковной цензуре.
Духовное состояние высшего света того времени ясно обрисовано в письме Сергея Александровича Ширинского-Шихматова (в иночестве иеромонаха Аникиты) к своему брату князю Алексею от 30 мая 1818 года: «В наши времена разными новоизданными книгами хулится Православие нашей Апостольской Церкви. Размножаются тайные общества разных степеней масонства, которые в большей или меньшей степени стремятся истребить христианство и заменить оное сперва „естественной“ верой, а потом никакой. <...> Сплетаемые ими сети настолько искусно расставляются повсюду, что надобно особенное действие благодати Господней, дабы избавить от них уловляемого ими верующего...»
Правление последующих Императоров, твердой рукой искоренявших крамолу, надолго очистило страну от масонства. Как организованное общество оно стало возрождаться лишь в начале XX века. Почвой для внедрения адептов этого движения послужили два трагических события, ознаменовавших наступление нового столетия в России: неудачная для нас русско-японская война 1904–1905 годов и сразу же за ней последовавшая революция. Теперь уже документально подтверждено, что эти эпизоды имели тесную связь: «Последний внутренний переворот в России также связывается с внешними затруднениями с Японией, тщательно подготовленный с китайской кампании, а может быть, и еще ранее. Деньги на войну щедро ссужаются и одной, и другой стороне, в сущности, из одного и того же еврейского кармана, но война продолжается ровно столько, сколько нужно было, чтобы унизить Россию как державу и чтобы дать почву для брожения среди народа в пользу революции. Россия в лице Японии боролась со всемирным масонством, которому нужно было нанести ей удар чужими руками, чтобы свергнуть Самодержавие и проникнуть-таки в страну хоть силой, дабы основаться на легальном положении, так же как и во всех странах...» (Преступная деятельность масонских организаций по с департамента полиции Российской Империи. ГАРФ, ф. 102. 1905. д.12 ч. 2. л. 45–132).
Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.