07.07.2016
<-назад в раздел
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи
Светлый и радостный праздник установила, братие, святая Церковь в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Светло он праздновался прежде у русского народа, светло празднуется во многих местах и ныне. Что же особенно радостного в празднуемом ныне событии рождении Предтечи и о чем оно особенно должно напомнить нам? В частности, о чем явление великого духом жителя пустыни должно напоминать современным людям, видящим залог обновления жизни, как отдельных людей, так и всего общества, в преобразовании внешних форм жизни общественной, считающим даже совершенно бесплодным в этом отношении призыв людей к нравственному обновлению (таковы, например, социалисты Зомбарт и др.)?
Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — так он начал свою проповедь в пустыне (Мф. 3:2). Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1:16—17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного. Пусть иной человек долго бывает счастливым и благоденствует, совсем не думая о покаянии, об очищении своей совести, но приидет время, и последняя заговорит. И вот тогда человек, не желавший добровольно оглядываться назад, сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе какую-то пустоту, иногда же переживает тяжелые душевные муки, пока не успокоит совести или не заглушит ее каким-либо образом, хотя опять лишь на время. Точно так же и в жизни общественной тщетны все надежды на новые внешние формы общественной жизни без сопровождающего их внутреннего духовного обновления общества. Правда, социалисты строят предположения о том, что некогда — в силу железной необходимости законов общественной жизни (классовой борьбы, победы пролетариата и т. п.), без всяких призывов к духовному обновлению — возникнет новый, лучший строй общества, при котором труд, права и блага жизни будут распределяться равномерно между членами общества. Но может ли подобная равномерность установиться без всяких призывов к чувству долга или совести? Как без этих призывов люди могут совершенно справедливо распределить между собою блага жизни, труд легкий и приятный или тяжелый и неприятный? Неужели, как только насильственно после классовой борьбы явится означенный строй, люди без труда сделаются чуждыми черствого себялюбия, стремления господствовать над другими и подавлять их, лжи, лености, зависти и т. п., то есть тех пороков, которые, собственно, и создали теперешнее несправедливое неравенство между людьми? Так, следовательно, уместен и доныне обращаемый ко всему обществу призыв к внутреннему обновлению, или покаянию, проповедника пустыни Иоанна!
Другой призыв великого пророка — это «сотворить.... плоды покаяния» (Мф. 3:8). Плоды покаяния — это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. А иные даже, чтобы найти себе извинение, ссылаются на вред благотворения отдельным людям, признавая полезною только общественную благотворительность, так как только последняя устраняет самые причины людской нищеты и горя. Но ведь если иметь в виду общество в его целом, то в нем причины бедности и страданий могут быть устраняемы лишь крайне медленно и постепенно; а пока они не будут устранены, возможны только частичные попытки общественной благотворительности или опыты устройства общества на новых началах230; такие частные опыты создают разве только как бы оазисы в пустыне (т. е. в необозримой массе нищеты и страданий) и, очевидно, не устраняют коренных причин нищеты и страданий во всем обществе, как и дела милости в отношении к отдельным людям. Впрочем, не в отношении только к отдельным людям имеет силу призыв Пророка и Предтечи Господня творить дела любви, но и в отношении ко всему обществу: не слышим ли теперь постоянный призыв и в обществе к тому, чтобы люди, облеченные большими правами, уступали часть их бесправным, люди, обладающие большим количеством благ (например, земельными угодьями), уступали не обладающим последними в достаточной мере. Но и в этом случае пусть будет памятным современным людям путь к уравнению в означенных благах, указанный святым Пророком и Предтечей Господа: «ничего не требуйте более определенного вам... никого не обижайте, не клевещите» (Лк. 3:13—14). А ныне как часто не только обижают, но и прямо убивают, как часто (в газетах и помимо их) клевещут, особенно против богатых и власть имущих, как часто требуют того, что не определено законами не только нашего отечества, но и почти всех других стран мира. Итак, не к насильственному уравнению призывает великий пророк общество, а к добровольной уступчивости. Пусть проявит ее и наше общество во время предстоящих преобразований, особенно люди, обладающие различными благами в большей мере по сравнению с прочими, когда потребует государство для общего благосостояния отечества. Да даст Бог дерзновение и святой Церкви, памятуя о дерзновении святого Иоанна Предтечи, обличавшего Ирода царя, заступаться за людей бесправных и неимущих пред теми, от кого зависит устроить благосостояние последних! Но пусть пастыри Церкви более, чем другие общественные деятели, помнят, что им должен быть чужд призыв к насильственному образу действий одной части общества против другой, тем более против властей. Святой Иоанн Предтеча, правда, дерзновенно обличал самого Ирода царя за его неправды, но ведь он, даже пользуясь любовью народа, никогда не призывал его к насилию: напротив, он заключен был в темницу и усечен мечом за свои обличения.
Наконец, явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о явлении благодати.
Он, «больший... из рожденных женами», однако, был менее сынов Царствия Христова по дарам благодати (Мф. 11:11), ибо только они по явлении на земле Слова, «исполненного благодати и истины», восприяли «благодать на благодать» (Ин. 1:14, 16). Мы, сыны Царствия Христова, узрели очами Учителя истины кроткого, долготерпеливого, понесшего на Себе наши немощи и болезни (Мф. 8:17; Ис. 53:4), возлюбившего нас до конца (Ин. 13:1), положившего за нас душу Свою (Ин. 15:13) и запечатлевшего любовь Свою смертью крестною. Вот явление благодати. Предтеча Господень еще во чреве матери взыграл, предощущая это радостное явление, и впоследствии радостию радовался, слыша самый глас Женихов (Лк. 1:44; Ин. 3:29). Не должен ли образ подобного Учителя наполнить радостью и наше сердце, как исполнилось ею Иоанново, и побудить нас, вошедших в это царство, «поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), ибо в этом залог нашего счастия личного и благосостояния общественного? По слову Господа, «от дней Иоанна Крестителя» люди «с усилием» стали «восхищать» это царство (Мф. 11:12). А мы стремимся ли усиленно восхищать его, хорошо ли даже сознаем, сколь дорого звание христиан, которое носим, и сколь великих даров благодати сделались мы обладателями? Как часто мы отступаем от этого звания своего по причине соблазнов житейских, не говоря уже, например, о заключении в темницу подобно Иоанну, где он жил не как в «чертогах царских» и не в «мягкие одежды» одевался (Мф. 11:8)! Сколь многие из нас, вероятно, отступили бы от Христа, если бы пришлось самым делом страдать за Него! А ведь многим уже и приходится страдать за верность Христу от общества, которое в наше время все более и более идет по пути отступления от Христа, от образа Его жизни, исполненной кротости и любви.
Да усилится же и наше стремление в Царство Христово, потщимся и мы усиленнее восхищать его, чаще вдохновляясь здесь (в храме) молитвою, изглаждая, по наставлению святого Предтечи, неправды из души посредством покаяния, творя плоды покаяния — чрез дела любви «по силе, какую дает Бог» (1 Пет. 4:11), служа нелицемерно Христу и исполняясь чрез то покоем души и радостью, которая будет сопровождать нас в жизнь будущего века, или проповеданное Иоанном Царствие Небесное! Аминь.
1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ — Владикавказские ЕпархиальныеВедомости ВЕВ — Волынские ЕпархиальныеВедомости ОЕВ — Олонецкие ЕпархиальныеВедомости УЕВ — Уфимские ЕпархиальныеВедомости
229 Произнесено в Петропавловском соборе г. Петрозаводска 24 июня 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 13. С. 499—501.)
230 Например, Крестовоздвиженское Трудовое Братство Н. Н. Неплюева. В устроении трудовых братств на основе веры и любви Христовой Н. Н. Неплюев и видит именно осуществление призыва «сотворить достойные плоды покаяния». «Покайтеся, братья-христиане!.. Смирите жизнь свою до жизни по вере, действующей любовию, до нелицемерного братства жизни и труда!.. Стройте ковчеги христианских оазисов, христианских трудовых братств! Да будут такими ковчегами мира, порядка и мирного благоденствия все христианские приходы, целые Церкви поместные, целые христианские государства!.. Светильники многих Церквей поместных потухают и колеблются на основаниях своих, потому что перестали признавать основанием своим краеугольный камень Живого Христа... отвергли Его верховный завет братолюбия... Покаемся и сотворим достойные плоды покаяния!» («Церковный Голос». 1906 г. № 22. «Воззвание ко всем христианам» Н. Неплюева).
Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — так он начал свою проповедь в пустыне (Мф. 3:2). Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1:16—17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного. Пусть иной человек долго бывает счастливым и благоденствует, совсем не думая о покаянии, об очищении своей совести, но приидет время, и последняя заговорит. И вот тогда человек, не желавший добровольно оглядываться назад, сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе какую-то пустоту, иногда же переживает тяжелые душевные муки, пока не успокоит совести или не заглушит ее каким-либо образом, хотя опять лишь на время. Точно так же и в жизни общественной тщетны все надежды на новые внешние формы общественной жизни без сопровождающего их внутреннего духовного обновления общества. Правда, социалисты строят предположения о том, что некогда — в силу железной необходимости законов общественной жизни (классовой борьбы, победы пролетариата и т. п.), без всяких призывов к духовному обновлению — возникнет новый, лучший строй общества, при котором труд, права и блага жизни будут распределяться равномерно между членами общества. Но может ли подобная равномерность установиться без всяких призывов к чувству долга или совести? Как без этих призывов люди могут совершенно справедливо распределить между собою блага жизни, труд легкий и приятный или тяжелый и неприятный? Неужели, как только насильственно после классовой борьбы явится означенный строй, люди без труда сделаются чуждыми черствого себялюбия, стремления господствовать над другими и подавлять их, лжи, лености, зависти и т. п., то есть тех пороков, которые, собственно, и создали теперешнее несправедливое неравенство между людьми? Так, следовательно, уместен и доныне обращаемый ко всему обществу призыв к внутреннему обновлению, или покаянию, проповедника пустыни Иоанна!
Другой призыв великого пророка — это «сотворить.... плоды покаяния» (Мф. 3:8). Плоды покаяния — это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. А иные даже, чтобы найти себе извинение, ссылаются на вред благотворения отдельным людям, признавая полезною только общественную благотворительность, так как только последняя устраняет самые причины людской нищеты и горя. Но ведь если иметь в виду общество в его целом, то в нем причины бедности и страданий могут быть устраняемы лишь крайне медленно и постепенно; а пока они не будут устранены, возможны только частичные попытки общественной благотворительности или опыты устройства общества на новых началах230; такие частные опыты создают разве только как бы оазисы в пустыне (т. е. в необозримой массе нищеты и страданий) и, очевидно, не устраняют коренных причин нищеты и страданий во всем обществе, как и дела милости в отношении к отдельным людям. Впрочем, не в отношении только к отдельным людям имеет силу призыв Пророка и Предтечи Господня творить дела любви, но и в отношении ко всему обществу: не слышим ли теперь постоянный призыв и в обществе к тому, чтобы люди, облеченные большими правами, уступали часть их бесправным, люди, обладающие большим количеством благ (например, земельными угодьями), уступали не обладающим последними в достаточной мере. Но и в этом случае пусть будет памятным современным людям путь к уравнению в означенных благах, указанный святым Пророком и Предтечей Господа: «ничего не требуйте более определенного вам... никого не обижайте, не клевещите» (Лк. 3:13—14). А ныне как часто не только обижают, но и прямо убивают, как часто (в газетах и помимо их) клевещут, особенно против богатых и власть имущих, как часто требуют того, что не определено законами не только нашего отечества, но и почти всех других стран мира. Итак, не к насильственному уравнению призывает великий пророк общество, а к добровольной уступчивости. Пусть проявит ее и наше общество во время предстоящих преобразований, особенно люди, обладающие различными благами в большей мере по сравнению с прочими, когда потребует государство для общего благосостояния отечества. Да даст Бог дерзновение и святой Церкви, памятуя о дерзновении святого Иоанна Предтечи, обличавшего Ирода царя, заступаться за людей бесправных и неимущих пред теми, от кого зависит устроить благосостояние последних! Но пусть пастыри Церкви более, чем другие общественные деятели, помнят, что им должен быть чужд призыв к насильственному образу действий одной части общества против другой, тем более против властей. Святой Иоанн Предтеча, правда, дерзновенно обличал самого Ирода царя за его неправды, но ведь он, даже пользуясь любовью народа, никогда не призывал его к насилию: напротив, он заключен был в темницу и усечен мечом за свои обличения.
Наконец, явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о явлении благодати.
Он, «больший... из рожденных женами», однако, был менее сынов Царствия Христова по дарам благодати (Мф. 11:11), ибо только они по явлении на земле Слова, «исполненного благодати и истины», восприяли «благодать на благодать» (Ин. 1:14, 16). Мы, сыны Царствия Христова, узрели очами Учителя истины кроткого, долготерпеливого, понесшего на Себе наши немощи и болезни (Мф. 8:17; Ис. 53:4), возлюбившего нас до конца (Ин. 13:1), положившего за нас душу Свою (Ин. 15:13) и запечатлевшего любовь Свою смертью крестною. Вот явление благодати. Предтеча Господень еще во чреве матери взыграл, предощущая это радостное явление, и впоследствии радостию радовался, слыша самый глас Женихов (Лк. 1:44; Ин. 3:29). Не должен ли образ подобного Учителя наполнить радостью и наше сердце, как исполнилось ею Иоанново, и побудить нас, вошедших в это царство, «поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), ибо в этом залог нашего счастия личного и благосостояния общественного? По слову Господа, «от дней Иоанна Крестителя» люди «с усилием» стали «восхищать» это царство (Мф. 11:12). А мы стремимся ли усиленно восхищать его, хорошо ли даже сознаем, сколь дорого звание христиан, которое носим, и сколь великих даров благодати сделались мы обладателями? Как часто мы отступаем от этого звания своего по причине соблазнов житейских, не говоря уже, например, о заключении в темницу подобно Иоанну, где он жил не как в «чертогах царских» и не в «мягкие одежды» одевался (Мф. 11:8)! Сколь многие из нас, вероятно, отступили бы от Христа, если бы пришлось самым делом страдать за Него! А ведь многим уже и приходится страдать за верность Христу от общества, которое в наше время все более и более идет по пути отступления от Христа, от образа Его жизни, исполненной кротости и любви.
Да усилится же и наше стремление в Царство Христово, потщимся и мы усиленнее восхищать его, чаще вдохновляясь здесь (в храме) молитвою, изглаждая, по наставлению святого Предтечи, неправды из души посредством покаяния, творя плоды покаяния — чрез дела любви «по силе, какую дает Бог» (1 Пет. 4:11), служа нелицемерно Христу и исполняясь чрез то покоем души и радостью, которая будет сопровождать нас в жизнь будущего века, или проповеданное Иоанном Царствие Небесное! Аминь.
1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ — Владикавказские ЕпархиальныеВедомости ВЕВ — Волынские ЕпархиальныеВедомости ОЕВ — Олонецкие ЕпархиальныеВедомости УЕВ — Уфимские ЕпархиальныеВедомости
229 Произнесено в Петропавловском соборе г. Петрозаводска 24 июня 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 13. С. 499—501.)
230 Например, Крестовоздвиженское Трудовое Братство Н. Н. Неплюева. В устроении трудовых братств на основе веры и любви Христовой Н. Н. Неплюев и видит именно осуществление призыва «сотворить достойные плоды покаяния». «Покайтеся, братья-христиане!.. Смирите жизнь свою до жизни по вере, действующей любовию, до нелицемерного братства жизни и труда!.. Стройте ковчеги христианских оазисов, христианских трудовых братств! Да будут такими ковчегами мира, порядка и мирного благоденствия все христианские приходы, целые Церкви поместные, целые христианские государства!.. Светильники многих Церквей поместных потухают и колеблются на основаниях своих, потому что перестали признавать основанием своим краеугольный камень Живого Христа... отвергли Его верховный завет братолюбия... Покаемся и сотворим достойные плоды покаяния!» («Церковный Голос». 1906 г. № 22. «Воззвание ко всем христианам» Н. Неплюева).