21.06.2016
В эту самую ночь чудное явление предвозвестило Феодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдруг небесный свет осиял его и он услышал голос, говоривший ему: «дерзай, Феодоре, Я с тобою!» Феодор понял, что ему скоро надо будет страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости.
Между тем царь подходил к городу. Феодор, узнав о его приближении, вошел в комнату свою и, став на колени, усердно молился Богу. «Господи Боже истинный! говорил он. Укрепи меня и дай мне силу стоять мужественно за имя Твое, и если нужно, положить жизнь мою за Тебя, умершаго ради нашего спасения.»
Укрепившись молитвою, Феодор надел богатую одежду, сел на коня и выехал с гражданами и воинами на встречу царю, которому почтительню поклонился. Ликиний принял Феодора милостиво; при звуке музыки труб и литавр, въехал он торжественно в город.
Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Феодора поклониться идолам, чего требовал от него царь, то отдан был приказ предать его всем ужасам мучений. Его били воловьими жилами, стругали, жгли и распяли на кресте, откуда ночью ангел Господень снял его и исцелил его раны. Пришедшие утром увидели Феодора сидящим у подножия креста, невредимым и громко прославляющим Господа... Множество народа, бывшаго накануне при мучительстве Феодора поражено было этим чудом и многие немедленно приняли веру во I. Христа, слыша при этом Феодора, проповедующаго о Христе.
Один из близких к царю людей пошел к Ликинию и объявил ему, что весь город оставляет богов и обращается к Тому, Котораго проповедует Феодор. Ликиний послал палача, чтобы взять Феодора и предать его казни. Народ с яростию бросился на палача, чтобы убить его; но Феодор усмирил волновавшуюся толпу, говоря: «подобает мне итти к Господу моему Иисусу Христу». Помолившись и благословив уверовавших и служителя своего Авгаря, он отдался в руки палача и с покорностию пошел на казнь. Казнь была совершена. Все христиане с свечами и кадилами сопровождали тело священномученика до места погребения.
II. Св. великомучен. Феодор стратилат и до страданий своих и во время страданий, наприм., почтительно встречая царя и усмиряя народный мятеж, являет собой пример глубокаго почитания царя и земных властей во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истиннаго богопочитания: тогда и словами и делами жизни св. великомуч. Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека.
По примеру св. великомученика Феодора стратилата и мы должны повиноваться земным властям.
а) Свящ. писание необходимость повиновения земныи властям доказывает именно тем, что оне установлены Богом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», говорит св. ап. Павел; существующия же власти от Бога установлены. Если таким образом всякая власть от Бога, то тем более власть Самодержавнаго Монарха, власть, все другия власти под собою объемлющая, власть, которой поверяется участь многих людей или даже целых народов, устанавливается над нами Всевышним Творцом и находится в непосредственной зависимости от Него. От Самого Господа монархи наши получают самодержавие и царствуют над народом по воле Божией: ибо, восшедши на престол, они становятся непосредственными орудиями промышления Божия о подданных. Господом, говорит слово Божие, «цари царствуют и повелители узаконяют правду; им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прч. VIII, 15, 16). Итак каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, — из уважения к Господу: или повинуйтесь ему, как Самому Господу (1 Петр. II:13). Так заповедует св. апостол Петр и устраняет все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своих начальников.
Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всею Своею земною жизнию. Он — Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшаго повода к противлению властелинам земли — рабам Своим; исполнял все обязанности возлагаемыя ими, — платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостию и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностию, как агнец безгласный.
Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богом и что не повинующиеся власти грех приемлют (Рим. XIII:22) и навлекают на себя гнев начальника, который не напрасно меч носит, но и по совести и по сознанию долга. В самом деле, правители народные — величайшие благодетели для подчиненных им людей, как потому, что ведут последних к вечному спасению, так и потому, что устрояют общественный порядок и благосостояние, удовлетворяют всем потребностям народным. Всем и каждому известно, что с ослаблением правительственной власти все приходит в разстройство; «при недостатке попечения падает народ» (Притч. XI:14); «ни город, ни село, ни дом, ни торжище, ни другое что устоит, разсуждает св. Златоуст, — но все будет уничтожено сильнейшим, немощнейших пожирающим». Итак мы уже для того должны повиноваться своим начальникам и безпрекословно исполнять возлагаемыя ими на нас обязанности, чтобы собственная совесть наша не укоряла нас в гнусной неблагодарности своим благодетелям; покорности от нас требует простое чувство честности и справедливости. Правительство ограждает нас от внешних и внутренних врагов, оберегает нашу личность, охраняет собственность, устрояет наше личное благосостояние. Поэтому и мы с своей стороны обязаны платить хотя малою долею того, что оно дает нам: заботиться о целости, крепости и благосостоянии государства; верно выполнять обязанности, возлагаемыя на нас теми званиями и служениями, в которыя мы поставлены Промыслом Божиим, и воздавать, по слову апостола, «всем должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Римл. XIII:7). «Безчисленныя блага, замечает святитель Златоуст, бывают от властей земных, поэтому, если бы и гнев какой последовал от начальника на преступающаго закон, и в таком случае должно оказывать повиновение, дабы не оказаться безсовестным и неблагодарным пред благодетелем» (Беседа 23-я на Римл.).
б) Истинные христиане издревле были непоколебимо верны всякому царю, «как второму по Боге и высшему над всеми и меньшему единаго истиннаго Бога» (Терт. к Скапулу гл. 2); безусловно покорялись и всем поставленным от царя начальникам. «В чем мы, христиане, не повиновались земным властям? спрашивал св. Иустин мученик от лица всех христиан у своих властелинов гонителей... Мы первые из всех стараемся платить подати, как нам заповедано Иисусом Христом. Мы покланяемся единому Богу, а вам с радостию служим и вместе молимся за царей» (Аполог.). И подлинно, помимо одной религии, в которой совесть первенствующих христиан никогда не позволяла им соединиться с злочестивыми язычниками, во всем остальном они безпрекословно повиновались своим повелителям. Когда, наприм., богоотступник Юлиан повелевал «принести жертву идолам», христиане отказывались; а когда говорил: «ступайте — сражайтесь», они немедленно исполняли приказание царя (Август. на псал. 124).
III. Братия! Все, что заповедует нам слово Божие, и все, что завещает нам делать мать наша — святая церковь, должно быть неизменным правилом и руководством и для христиан всех последующих времен; а пример первенствующих христиан должен быть непреложным образцом для христиан всех веков. И если древние христиане повиновались властелинам-язычникам, врагам христианства, а иногда даже извергам человечества, то не тем-ли более должно повиноваться благочестивьш нашим государям, первородным сынам церкви и главным на земле покровителям веры и благочестия?. (Сост. по Ч.-М. и проп. прилож. к «Рук. для сельск. пастыр.» за 1891 г. март. мес).
<-назад в раздел
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Св. великомученик Феодор Стратилат.
(О повиновении властям)
I. Ныне память св. великомученика Феодора Стратилата. Св. Феодор был стратилатом (военачальником) в г. Ираклеи (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав, что Феодор обращает многих ко Христу, император Ликиний в сопровождении сановников двора своего и многочисленных воинов, отправился в Ираклию и велел нести за собою идолов золотых и серебряных.
В эту самую ночь чудное явление предвозвестило Феодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдруг небесный свет осиял его и он услышал голос, говоривший ему: «дерзай, Феодоре, Я с тобою!» Феодор понял, что ему скоро надо будет страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости.
Между тем царь подходил к городу. Феодор, узнав о его приближении, вошел в комнату свою и, став на колени, усердно молился Богу. «Господи Боже истинный! говорил он. Укрепи меня и дай мне силу стоять мужественно за имя Твое, и если нужно, положить жизнь мою за Тебя, умершаго ради нашего спасения.»
Укрепившись молитвою, Феодор надел богатую одежду, сел на коня и выехал с гражданами и воинами на встречу царю, которому почтительню поклонился. Ликиний принял Феодора милостиво; при звуке музыки труб и литавр, въехал он торжественно в город.
Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Феодора поклониться идолам, чего требовал от него царь, то отдан был приказ предать его всем ужасам мучений. Его били воловьими жилами, стругали, жгли и распяли на кресте, откуда ночью ангел Господень снял его и исцелил его раны. Пришедшие утром увидели Феодора сидящим у подножия креста, невредимым и громко прославляющим Господа... Множество народа, бывшаго накануне при мучительстве Феодора поражено было этим чудом и многие немедленно приняли веру во I. Христа, слыша при этом Феодора, проповедующаго о Христе.
Один из близких к царю людей пошел к Ликинию и объявил ему, что весь город оставляет богов и обращается к Тому, Котораго проповедует Феодор. Ликиний послал палача, чтобы взять Феодора и предать его казни. Народ с яростию бросился на палача, чтобы убить его; но Феодор усмирил волновавшуюся толпу, говоря: «подобает мне итти к Господу моему Иисусу Христу». Помолившись и благословив уверовавших и служителя своего Авгаря, он отдался в руки палача и с покорностию пошел на казнь. Казнь была совершена. Все христиане с свечами и кадилами сопровождали тело священномученика до места погребения.
II. Св. великомучен. Феодор стратилат и до страданий своих и во время страданий, наприм., почтительно встречая царя и усмиряя народный мятеж, являет собой пример глубокаго почитания царя и земных властей во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истиннаго богопочитания: тогда и словами и делами жизни св. великомуч. Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека.
По примеру св. великомученика Феодора стратилата и мы должны повиноваться земным властям.
а) Свящ. писание необходимость повиновения земныи властям доказывает именно тем, что оне установлены Богом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», говорит св. ап. Павел; существующия же власти от Бога установлены. Если таким образом всякая власть от Бога, то тем более власть Самодержавнаго Монарха, власть, все другия власти под собою объемлющая, власть, которой поверяется участь многих людей или даже целых народов, устанавливается над нами Всевышним Творцом и находится в непосредственной зависимости от Него. От Самого Господа монархи наши получают самодержавие и царствуют над народом по воле Божией: ибо, восшедши на престол, они становятся непосредственными орудиями промышления Божия о подданных. Господом, говорит слово Божие, «цари царствуют и повелители узаконяют правду; им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прч. VIII, 15, 16). Итак каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, — из уважения к Господу: или повинуйтесь ему, как Самому Господу (1 Петр. II:13). Так заповедует св. апостол Петр и устраняет все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своих начальников.
Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всею Своею земною жизнию. Он — Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшаго повода к противлению властелинам земли — рабам Своим; исполнял все обязанности возлагаемыя ими, — платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостию и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностию, как агнец безгласный.
Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богом и что не повинующиеся власти грех приемлют (Рим. XIII:22) и навлекают на себя гнев начальника, который не напрасно меч носит, но и по совести и по сознанию долга. В самом деле, правители народные — величайшие благодетели для подчиненных им людей, как потому, что ведут последних к вечному спасению, так и потому, что устрояют общественный порядок и благосостояние, удовлетворяют всем потребностям народным. Всем и каждому известно, что с ослаблением правительственной власти все приходит в разстройство; «при недостатке попечения падает народ» (Притч. XI:14); «ни город, ни село, ни дом, ни торжище, ни другое что устоит, разсуждает св. Златоуст, — но все будет уничтожено сильнейшим, немощнейших пожирающим». Итак мы уже для того должны повиноваться своим начальникам и безпрекословно исполнять возлагаемыя ими на нас обязанности, чтобы собственная совесть наша не укоряла нас в гнусной неблагодарности своим благодетелям; покорности от нас требует простое чувство честности и справедливости. Правительство ограждает нас от внешних и внутренних врагов, оберегает нашу личность, охраняет собственность, устрояет наше личное благосостояние. Поэтому и мы с своей стороны обязаны платить хотя малою долею того, что оно дает нам: заботиться о целости, крепости и благосостоянии государства; верно выполнять обязанности, возлагаемыя на нас теми званиями и служениями, в которыя мы поставлены Промыслом Божиим, и воздавать, по слову апостола, «всем должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Римл. XIII:7). «Безчисленныя блага, замечает святитель Златоуст, бывают от властей земных, поэтому, если бы и гнев какой последовал от начальника на преступающаго закон, и в таком случае должно оказывать повиновение, дабы не оказаться безсовестным и неблагодарным пред благодетелем» (Беседа 23-я на Римл.).
б) Истинные христиане издревле были непоколебимо верны всякому царю, «как второму по Боге и высшему над всеми и меньшему единаго истиннаго Бога» (Терт. к Скапулу гл. 2); безусловно покорялись и всем поставленным от царя начальникам. «В чем мы, христиане, не повиновались земным властям? спрашивал св. Иустин мученик от лица всех христиан у своих властелинов гонителей... Мы первые из всех стараемся платить подати, как нам заповедано Иисусом Христом. Мы покланяемся единому Богу, а вам с радостию служим и вместе молимся за царей» (Аполог.). И подлинно, помимо одной религии, в которой совесть первенствующих христиан никогда не позволяла им соединиться с злочестивыми язычниками, во всем остальном они безпрекословно повиновались своим повелителям. Когда, наприм., богоотступник Юлиан повелевал «принести жертву идолам», христиане отказывались; а когда говорил: «ступайте — сражайтесь», они немедленно исполняли приказание царя (Август. на псал. 124).
III. Братия! Все, что заповедует нам слово Божие, и все, что завещает нам делать мать наша — святая церковь, должно быть неизменным правилом и руководством и для христиан всех последующих времен; а пример первенствующих христиан должен быть непреложным образцом для христиан всех веков. И если древние христиане повиновались властелинам-язычникам, врагам христианства, а иногда даже извергам человечества, то не тем-ли более должно повиноваться благочестивьш нашим государям, первородным сынам церкви и главным на земле покровителям веры и благочестия?. (Сост. по Ч.-М. и проп. прилож. к «Рук. для сельск. пастыр.» за 1891 г. март. мес).