03.07.2016
<-назад в раздел
Священномученик Мефодий Патарский.
Священномуч. Мефодий, память коего совершается ныне, жил в конце III века. и был епископом в г. Патаре, в Ликии. Он с молодых лет отличался любовию к Богу и церкви, потому вступил в церковный клир и сделался пресвитером, а затем и епископом. Он был очень ученым человеком. В его время шли споры по поводу Оригенова учения о предсуществовании душ и злых духах, и многие увлеклись сим учением. Св. Мефодий посредством поучений и сочинений обличал заблуждение. Немало огорчений терпел он за это. Наконец, принял и мученическую смерть за веру Христову. Св. Мефодий оставил много сочинений написанных очень красноречиво.
В сочинении о свободной воле в обличение недовольных своею участию Мефодий говорит: «роптать за недостаток благ земных — не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, разслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, — разнообразие — принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов».
Обратим, братия, свое внимание в настоящий раз на эти слова св. священномученика Мефодия, «обличающия недовольство своим состоянием».
Недовольство своею участию, от котораго так часто люди впадают в зависть — общая болезнь. Весь род человеческий ничем не доволен. Например, если возьмем во внимание возрасты жизни, то увидим, что дети желают скорей быть взрослыми, молодые хотят казаться старыми, а старые остаются недовольны сединами, скрывают свои годы и с чувством недовольства спрашивают: «где же наша молодость?» Бездетный недоволен тем, что у него нет детей, а имеющий детей скучает, что обременен семейством. Каждый свое лишь горе считает слишком тяжелым. А есть такие, которые обладают по видимому всеми дарами счастия, между тем жалуются на свою участь. Притом, недовольство своим жребием не считают грехом.
Какия причины недовольства?
Первая причина — ненасытимая и слабая воля. Александр македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать; — и однакож недовольствовался. — Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь наконец довольна!»
Вторая причина — леность и бездействие. Раб, о котором говорится в евангелии, роптавший на господина, был ленив. Удивительно ли, после этого, что он не довольствовался одним талантом? Он не был бы доволен и тогда, если бы у него было пять талантов. Труд делает человека довольным, а леность, напротив, отнимает и то, что человек имеет: «а от неимущаго же, и еже мнится имети, взято будет от него».
Третья причина недовольства коренится в пристрастном сравнении себя с другими. Нам всегда кажется лучшим то положение, в котором находятся другие, и мы думаем, что были бы более счастливы и довольны в положении других. Но это пристрастныя сравнения себя с другими. Мы смотрим на одну только сторону жизни известнаго человека, которая ближе к нам, на его успехи и преимущества: но не видим его внутренней жизни, которая может быть полна разных тревог, не обращаем еще внимания на то, — были ли бы достаточны наши силы и способности для того звания или состояния, в каком находится ближний наш? При этом мы допускаем новую ошибку: непременно сравниваем себя с теми, которые ушли вперед нас по внешнему благосостоянию, или более нас счастливы. Нет; если б мы, отбросив частности, внимательнее всмотрелись в свою жизнь, то увидели бы в ней много таких удобств и преимуществ, которых лишены другие, — увидели бы много таких лиц, которых положение в сравнении с нашим, так сказать, еще гораздо хуже. Когда ты несчастен, сравни свое несчастие с положением человека еще более тебя несчастнаго — и ты найдешь успокоение в твоем сердце. (См. «Соб. бог.» прот. Толмач.).
Братие! Оставив недовольство своею участию, что и неразумно, и грешно, поищем средства быть довольными своим положением. Средства к водворению в своей душе довольства своим жребием можно указать следующия.
Нужно сравнивать себя по дарам счастия более с теми, которые остаются позади нас, а не с особенными счастливцами, стоящими выше нас.
Нужно положить себе цель в жизни, и цель правильную. Предположенная цель в жизни будет сводить к единству наши мысли и желания; она будет занимать нас после пробуждения утром и до вечерняго сна; она будет постоянно возбуждать наши силы к деятельности. Эти цели, правда, и есть у многих, наприм. у художника его художество, у купца — торговля, у земледельца обработка его полей и т. д. Но в том-то опять беда наша, что большею частию цели жизни у нас неверны, что время их изменяет; например, художник почему-либо больше не может заниматься своим художеством, равно как и купец, потерявший капитал, — торговлей: в таком случае эти люди начинают скучать, остаются недовольны своим жребием. Итак какая же верная и и неизменная цель в жизни каждаго человека? Это вообще труд для Бога, для спасения души, одним словом нужно искать «царствия Божия и правды его». Когда цель будет поставлена верно, тогда жизнь наполнена будет содержанием, и человеку некогда будет скучать и быть недовольным.
Нужно сознавать, что по грехам мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразныя блага, которых мы не ценим, когда имеем. Неблагодарность к Богу за его безчисленныя благодеяния с одной стороны, с другой слишком высокое мнение о себе, — вот главный корень недовольства своим положением. Если истребить в человеке два этих чувства, он будет доволен и малым.
Наконец, возлюбленные мои во Христе братие и сестры, никогда не будем забывать, что богатство, честь, слава, удовольствия, безпрестанныя развлечения и разныя радости, которых ищет человек и не найдя которых завидует тем, кто ими окружен, поставляют человека в крайне опасное состояние, направляют его на ту широкую дорогу, идя по которой прямо можно притти к вечной погибели. Не будем же завидовать ни чему, что в этом мире почитается за земное счастие, и будем довольны своим состоянием бедности, болезней, упорнаго труда, разных скорбей, которыя легко могут нас привести в царствие небесное. (Свящ. Гр. Дьяченко).
В сочинении о свободной воле в обличение недовольных своею участию Мефодий говорит: «роптать за недостаток благ земных — не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, разслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, — разнообразие — принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов».
Обратим, братия, свое внимание в настоящий раз на эти слова св. священномученика Мефодия, «обличающия недовольство своим состоянием».
Недовольство своею участию, от котораго так часто люди впадают в зависть — общая болезнь. Весь род человеческий ничем не доволен. Например, если возьмем во внимание возрасты жизни, то увидим, что дети желают скорей быть взрослыми, молодые хотят казаться старыми, а старые остаются недовольны сединами, скрывают свои годы и с чувством недовольства спрашивают: «где же наша молодость?» Бездетный недоволен тем, что у него нет детей, а имеющий детей скучает, что обременен семейством. Каждый свое лишь горе считает слишком тяжелым. А есть такие, которые обладают по видимому всеми дарами счастия, между тем жалуются на свою участь. Притом, недовольство своим жребием не считают грехом.
Какия причины недовольства?
Первая причина — ненасытимая и слабая воля. Александр македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать; — и однакож недовольствовался. — Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь наконец довольна!»
Вторая причина — леность и бездействие. Раб, о котором говорится в евангелии, роптавший на господина, был ленив. Удивительно ли, после этого, что он не довольствовался одним талантом? Он не был бы доволен и тогда, если бы у него было пять талантов. Труд делает человека довольным, а леность, напротив, отнимает и то, что человек имеет: «а от неимущаго же, и еже мнится имети, взято будет от него».
Третья причина недовольства коренится в пристрастном сравнении себя с другими. Нам всегда кажется лучшим то положение, в котором находятся другие, и мы думаем, что были бы более счастливы и довольны в положении других. Но это пристрастныя сравнения себя с другими. Мы смотрим на одну только сторону жизни известнаго человека, которая ближе к нам, на его успехи и преимущества: но не видим его внутренней жизни, которая может быть полна разных тревог, не обращаем еще внимания на то, — были ли бы достаточны наши силы и способности для того звания или состояния, в каком находится ближний наш? При этом мы допускаем новую ошибку: непременно сравниваем себя с теми, которые ушли вперед нас по внешнему благосостоянию, или более нас счастливы. Нет; если б мы, отбросив частности, внимательнее всмотрелись в свою жизнь, то увидели бы в ней много таких удобств и преимуществ, которых лишены другие, — увидели бы много таких лиц, которых положение в сравнении с нашим, так сказать, еще гораздо хуже. Когда ты несчастен, сравни свое несчастие с положением человека еще более тебя несчастнаго — и ты найдешь успокоение в твоем сердце. (См. «Соб. бог.» прот. Толмач.).
Братие! Оставив недовольство своею участию, что и неразумно, и грешно, поищем средства быть довольными своим положением. Средства к водворению в своей душе довольства своим жребием можно указать следующия.
Нужно сравнивать себя по дарам счастия более с теми, которые остаются позади нас, а не с особенными счастливцами, стоящими выше нас.
Нужно положить себе цель в жизни, и цель правильную. Предположенная цель в жизни будет сводить к единству наши мысли и желания; она будет занимать нас после пробуждения утром и до вечерняго сна; она будет постоянно возбуждать наши силы к деятельности. Эти цели, правда, и есть у многих, наприм. у художника его художество, у купца — торговля, у земледельца обработка его полей и т. д. Но в том-то опять беда наша, что большею частию цели жизни у нас неверны, что время их изменяет; например, художник почему-либо больше не может заниматься своим художеством, равно как и купец, потерявший капитал, — торговлей: в таком случае эти люди начинают скучать, остаются недовольны своим жребием. Итак какая же верная и и неизменная цель в жизни каждаго человека? Это вообще труд для Бога, для спасения души, одним словом нужно искать «царствия Божия и правды его». Когда цель будет поставлена верно, тогда жизнь наполнена будет содержанием, и человеку некогда будет скучать и быть недовольным.
Нужно сознавать, что по грехам мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразныя блага, которых мы не ценим, когда имеем. Неблагодарность к Богу за его безчисленныя благодеяния с одной стороны, с другой слишком высокое мнение о себе, — вот главный корень недовольства своим положением. Если истребить в человеке два этих чувства, он будет доволен и малым.
Наконец, возлюбленные мои во Христе братие и сестры, никогда не будем забывать, что богатство, честь, слава, удовольствия, безпрестанныя развлечения и разныя радости, которых ищет человек и не найдя которых завидует тем, кто ими окружен, поставляют человека в крайне опасное состояние, направляют его на ту широкую дорогу, идя по которой прямо можно притти к вечной погибели. Не будем же завидовать ни чему, что в этом мире почитается за земное счастие, и будем довольны своим состоянием бедности, болезней, упорнаго труда, разных скорбей, которыя легко могут нас привести в царствие небесное. (Свящ. Гр. Дьяченко).