05.07.2016
I. Св. Евсевий, память коего совершается ныне, в 4 в. и был епископом в гор. Самосате (на р. Евфрате) в антиох. митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разныя области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов.
При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланнаго сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейскаго дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину.
II. Св. священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти.
а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1). Из этих слов ап. Павла видно, что действие власти в обществах человеческих не есть произвол сильных над слабыми, но Самим Богом освященный закон жизни общественной и государственной. Благопромыслительный Бог, обращающий Свою заботливость и на участь воробья и на полевую траву (Мф. 10:29. Лук. 12:28), особенное и большее имеет попечение о людях, сохраняя и благоустрояя союз их в быту семейном и гражданском. В порядке жизни семейной и по врожденному чувству сердца человеческаго и по праву, данному Богом, «от Котораго именуется всякое отечество на небеси и на земле» (Еф. 3:15), отец есть глава семейства, которому обязаны повиноваться все члены. Потом, когда семейства соединились в общества и государства, тот же долг повиновения родительской власти естественно переходит к верховной власти царей, которым Сам вышний Царь царей дает «державу и силу» (Притч. 6:2), вследствие чего цари в слове Божием именуются «слугами Божиими» (Рим. 13), «слугами Его царствия» (Притч. 6:2) и следовательно в исполнении своего высокаго служения они суть орудия вседействующаго Промысла Божия при управлении миром. Посему повиновение верховной власти и всем назначаемым от нея начальникам есть не только гражданская обязанность всякаго члена общества, желающаго видеть его безмятежным, благоустроенным, сильным, но и долг Богопочтения и послушания Богу. Кто чтит Бога, тот не может не чтить установленной от Него власти (1 Петр. 2:14), «противляяйся власти», по слову апостола, «Божию повелению противляется; противляющиеся же грех себе приемлют» (Рим. 13:2).
б) История христиансной церкви показывает, что первенствующие христиане, следуя наставлению Христа Спасителя: воздавать кесарево кесареви, а Божия Богови, всегда были самыми верными и послушными подданными под властию языческих императоров, не смотря на то, что они лишали их всех законных прав гражданства, преследовали и мучили.
«Кто, пишет Тертуллиан (живший во 2 веке по Р. Хр.) язычникам, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в св. писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол, и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором (Аполог. гл. 33)? Император велик, ибо единственным владыкою его есть Бог неба и земли, ибо он приял венец царский от Того же Бога, Который и жизнь ему дал». (Аполог. гл. 30).
III. Итак, братия, если слово Божие и пример св. мужей, исповедников святыя православныя веры нашея, показывает нам, что всякому подданному должно безпрекословно и искренно повиноваться царю и поставленным от него начальникам, даже и тогда, когда эти повеления не согласны с нашими желаниями и выгодами, то не большему ли осуждению пред судом Божиим подлежат противящиеся справедливым и благодетельным распоряжениям власти только по своенравию, по навыку к своеволию, или, что еще пагубнее, по превратному внушению врагов общественнаго порядка? Нам, сынам России, живущим под сению благословенной, царственной державы благочестивейшаго государя, человеколюбивейшаго отца отечества, по преимуществу и непрестанно должно воздавать хвалу и благодарение Господу Богу за высокие дары милости и щедрот, изливаемые с высоты царскаго престола на отечество наше. «Сердце царево в руце Божией» (Притч. 21:1). Принимая благодеяния от царской десницы, как дар Самого Бога, нам надлежит и долг послушания воздавать царю, как пред Самим Богом, не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но искренно, с сыновним страхом и по совести. Аминь. (Священ. Гр. Дьяченко).
<-назад в раздел
Священномученик Евсевий Самосатский
(О повиновении гражданской власти).
I. Св. Евсевий, память коего совершается ныне, в 4 в. и был епископом в гор. Самосате (на р. Евфрате) в антиох. митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разныя области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов.
При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланнаго сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейскаго дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину.
II. Св. священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти.
а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1). Из этих слов ап. Павла видно, что действие власти в обществах человеческих не есть произвол сильных над слабыми, но Самим Богом освященный закон жизни общественной и государственной. Благопромыслительный Бог, обращающий Свою заботливость и на участь воробья и на полевую траву (Мф. 10:29. Лук. 12:28), особенное и большее имеет попечение о людях, сохраняя и благоустрояя союз их в быту семейном и гражданском. В порядке жизни семейной и по врожденному чувству сердца человеческаго и по праву, данному Богом, «от Котораго именуется всякое отечество на небеси и на земле» (Еф. 3:15), отец есть глава семейства, которому обязаны повиноваться все члены. Потом, когда семейства соединились в общества и государства, тот же долг повиновения родительской власти естественно переходит к верховной власти царей, которым Сам вышний Царь царей дает «державу и силу» (Притч. 6:2), вследствие чего цари в слове Божием именуются «слугами Божиими» (Рим. 13), «слугами Его царствия» (Притч. 6:2) и следовательно в исполнении своего высокаго служения они суть орудия вседействующаго Промысла Божия при управлении миром. Посему повиновение верховной власти и всем назначаемым от нея начальникам есть не только гражданская обязанность всякаго члена общества, желающаго видеть его безмятежным, благоустроенным, сильным, но и долг Богопочтения и послушания Богу. Кто чтит Бога, тот не может не чтить установленной от Него власти (1 Петр. 2:14), «противляяйся власти», по слову апостола, «Божию повелению противляется; противляющиеся же грех себе приемлют» (Рим. 13:2).
б) История христиансной церкви показывает, что первенствующие христиане, следуя наставлению Христа Спасителя: воздавать кесарево кесареви, а Божия Богови, всегда были самыми верными и послушными подданными под властию языческих императоров, не смотря на то, что они лишали их всех законных прав гражданства, преследовали и мучили.
«Кто, пишет Тертуллиан (живший во 2 веке по Р. Хр.) язычникам, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в св. писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол, и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором (Аполог. гл. 33)? Император велик, ибо единственным владыкою его есть Бог неба и земли, ибо он приял венец царский от Того же Бога, Который и жизнь ему дал». (Аполог. гл. 30).
III. Итак, братия, если слово Божие и пример св. мужей, исповедников святыя православныя веры нашея, показывает нам, что всякому подданному должно безпрекословно и искренно повиноваться царю и поставленным от него начальникам, даже и тогда, когда эти повеления не согласны с нашими желаниями и выгодами, то не большему ли осуждению пред судом Божиим подлежат противящиеся справедливым и благодетельным распоряжениям власти только по своенравию, по навыку к своеволию, или, что еще пагубнее, по превратному внушению врагов общественнаго порядка? Нам, сынам России, живущим под сению благословенной, царственной державы благочестивейшаго государя, человеколюбивейшаго отца отечества, по преимуществу и непрестанно должно воздавать хвалу и благодарение Господу Богу за высокие дары милости и щедрот, изливаемые с высоты царскаго престола на отечество наше. «Сердце царево в руце Божией» (Притч. 21:1). Принимая благодеяния от царской десницы, как дар Самого Бога, нам надлежит и долг послушания воздавать царю, как пред Самим Богом, не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но искренно, с сыновним страхом и по совести. Аминь. (Священ. Гр. Дьяченко).