В 1174 году заговорщиками-боярами был убит Великий Князь Андрей Боголюбский. Мученик за единовластие
«Андрей Боголюбский (убиение)»
Худ. С.А. КИРИЛЛОВ
Летописец с теплотой говорит о душевной красоте Андрея Боголюбского: «Сей благоверный и христолюбивый Князь с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистил ум свой как светлую палату и украсил душу всеми добрыми нравами. Много создал он церквей и монастырей. Не омрачил он ума своего пьянством; был кормителем чернецам и черницам и для всех людей – любвеобильным отцом. Особенно же любил подавать милостыню: каждый день приказывал возить по городу различную пищу и питье и раздавать больным и нищим и, видя всякого нищего, подавал ему и говорил себе: „Не Христос ли это пришел испытать меня?“ По ночам входил он в церковь, сам зажигал свечи и, повергаясь пред иконами, со смиренным сердцем молил о прощении грехов и плакал о них».
Великий Князь Андрей, как говорит летописец, был женат на дочери боярина Кучки. Этот состоятельный человек, владелец селения Москва, был казнен отцом Андрея, Юрием Долгоруким, а дочь его выдана за Андрея. Он осыпал милостями ее братьев, но должен был казнить одного из них за злодеяние. Другой возненавидел за это Андрея и подстрекал против него бояр, внушая им, что их ждет та же участь. Это было тем легче, что строгость Андрея, твердого и искоренявшего злоупотребления бояр, породила множество недовольных. Некоторые из заговорщиков были доверенные, близкие к Князю лица.
В глубокую ночь, с 29 на 30 июня 1174 года они пришли к дворцу в Боголюбове, для смелости напившись в княжеском погребе вина и меду, зарезали сторожей, вломились в сени и горницы и стали звать Андрея. При Князе находился один из его отроков. Злодеи взломали дверь спальни. Андрей хотел взяться за свой меч, принадлежавший некогда святому Борису, но не нашел его, т. к. его вытащил заранее из-под изголовья изменивший Князю ключник.
Два человека бросились на Князя. Сильным ударом он сшиб первого с ног, и товарищи в темноте умертвили его вместо князя. Долго боролся Андрей. Израненный мечами и саблями, он говорил: «За что проливаете кровь мою? Рука Всевышнего казнит убийц и неблагодарных». Наконец он упал на землю. В замешательстве злодеи схватили тело товарища и поспешили выйти вон. Андрей в безпамятстве вскочил и побежал за ними с громкими стонами. Убийцы воротились, зажгли свечу и по следу крови Андреевой дошли в сенях до столба лестницы, за которою сидел князь. Один из них отрубил князю правую руку, другие вонзили мечи в сердце. Андрей успел сказать: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.
Он умер за то стремление к единовластию, необходимость которого так ясно осознал и сам осуществил. Но мысль, к которой он пришел, продолжала жить. Оставляя Руси будущего эту великую и животворную мысль, он оставил ей и свою сокровенную святыню – икону Владимирскую, ставшую прибежищем, оплотом и заветною святыней Русской земли.
Приведем слова знаменитого историка М.П. Погодина: «Если вы будете во Владимире, ступайте в Кремль поклониться древнему зданию зодчества в Русском Царстве (храму святой Богородицы Золотоверхой, – создание Князя Андрея Юрьевича Боголюбского). На правой стороне от северных дверей стоит серебряная гробница, и недалеко от нее висит древний шитый образ во весь рост усопшего. Помолитесь ему и поклонитесь мощам благоверного Князя Андрея. Это был самый смышленый Князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всей своею братией, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, Князья смоленские, полоцкие, волынские и прочие. Но не тем он заслужил особенную память в летописях Отечества, а вот чем: он обратил средоточие русской государственной тяжести в нашу сторону, он вывел на поприще истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен славянских, и – второй Рюрик – положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих, заложенный отцом его, все прочие. <...> И заключит в себе судьбы Отечества».
Евгений ПОСЕЛЯНИН
Святые вожди земли Русской.
М., 2013.