01.06.2016
<-назад в раздел
Святой Иоанн Готский
Святой Иоанн Готский был епископом Крымской Готии, простиравшей свои впадения от устья реки Качи на юго-западе до Караби-яйлы на юго-востоке Таврики. Будущий святитель родился в 20-е годы VIII века. У его родителей Льва и Фотины долго не было детей, они слезно молились о рождении ребенка и обещали посвятить его служению Богу.
Начало деятельности Иоанна в роли священнослужителя совпало с завоеванием Горного Крыма хазарами, а в Византии в это время начинались гонения на почитателей икон.
Епископ Крымской Готии, предшественник святого Иоанна, за согласие с иконоборческой ересью был возведен в митрополиты и направлен императором Константином V в богатую Фракийскую Гераклею. Православные Готии предлагают в епископы Иоанна, уроженца Партенита. Узнав об этом и понимая, что здесь рукоположение для него невозможно, будущий архипастырь направляется в Иерусалим, где проводит три года. По возвращении со Святой Земли он направляется в Грузию, сохранившуюся от распространения иконоборчества, где и рукополагается во епископы.
После смерти императоров-иконоборцев во главе византийского правительства оказалась вдова Льва IV Ирина. Святитель Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении севятых, а затем и сам по ее приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.
Вскоре святитель Иоанн возвращается в Таврику, где разделяет со своим народом скорби и лишения от хазар, захвативших земли Готии. В 787 году в Готии, находившейся под властью хазар, вспыхнуло народное восстание, поддержанное светским правителем области. Иоанн был одним из инициаторов заговора и активно участвовал в нём. Хазарский гарнизон был изгнан из столицы области — Дороса (Мангупа). Но хазарский каган вскоре опять овладел городом. Иоанн был выдан хазарам. Каган сохранил ему жизнь и заключил в тюрьму в Фуллах. Оттуда Иоанн бежал и, скрываясь от преследования язычников, архиепископ на четыре года удаляется в город Амастриду (ныне город Амасра в Турции).
В 787 году в Никее был созван собор, который получил название VII Вселенского. Иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. Сам Иоанн Готский на Никейском соборе не присутствовал. За него подписался монах Кирилл: «представитель Иоанна, епископа Готов».
Узнав о смерти хазарского правителя, нарушившего когда-то мирную жизнь Готии, святитель сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался. Тело владыки епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в Партенит. Здесь святого погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.
Начало деятельности Иоанна в роли священнослужителя совпало с завоеванием Горного Крыма хазарами, а в Византии в это время начинались гонения на почитателей икон.
Епископ Крымской Готии, предшественник святого Иоанна, за согласие с иконоборческой ересью был возведен в митрополиты и направлен императором Константином V в богатую Фракийскую Гераклею. Православные Готии предлагают в епископы Иоанна, уроженца Партенита. Узнав об этом и понимая, что здесь рукоположение для него невозможно, будущий архипастырь направляется в Иерусалим, где проводит три года. По возвращении со Святой Земли он направляется в Грузию, сохранившуюся от распространения иконоборчества, где и рукополагается во епископы.
После смерти императоров-иконоборцев во главе византийского правительства оказалась вдова Льва IV Ирина. Святитель Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении севятых, а затем и сам по ее приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.
Вскоре святитель Иоанн возвращается в Таврику, где разделяет со своим народом скорби и лишения от хазар, захвативших земли Готии. В 787 году в Готии, находившейся под властью хазар, вспыхнуло народное восстание, поддержанное светским правителем области. Иоанн был одним из инициаторов заговора и активно участвовал в нём. Хазарский гарнизон был изгнан из столицы области — Дороса (Мангупа). Но хазарский каган вскоре опять овладел городом. Иоанн был выдан хазарам. Каган сохранил ему жизнь и заключил в тюрьму в Фуллах. Оттуда Иоанн бежал и, скрываясь от преследования язычников, архиепископ на четыре года удаляется в город Амастриду (ныне город Амасра в Турции).
В 787 году в Никее был созван собор, который получил название VII Вселенского. Иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. Сам Иоанн Готский на Никейском соборе не присутствовал. За него подписался монах Кирилл: «представитель Иоанна, епископа Готов».
Узнав о смерти хазарского правителя, нарушившего когда-то мирную жизнь Готии, святитель сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался. Тело владыки епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в Партенит. Здесь святого погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.