Память преп. Моисея, старца Оптинского
Казанский храм Оптиной Пустыни,
где покоятся мощи преп. Моисея
Преподобный схиархимандрит Моисей (в миру Тимофей Путилов), настоятель и старец Оптиной Пустыни, начал свой монашеский путь в Сарове, застав там великого угодника Божия батюшку Серафима. Через три года послушник Тимофей оказался среди иноков-пустынножителей Рославльских лесов, откуда, получив в постриге имя Моисей, спустя десять лет с братом Александром (будущим Оптинским старцем преп. Антонием) был призван к новому подвигу – созданию Оптинского Иоанно-Предтеченского скита.
С приходом в Оптину Пустынь отца Моисея началось ее духовное и материальное возрождение, период расцвета. Зародилось старчество: святой пригласил в обитель старца Льва; позже в монастырь пришел и будущий великий светильник – преподобный Амвросий.
Большое внимание отец Моисей уделял книгоиздательству: при нем под руководством старца Макария увидели свет 16 томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, – говорил он, – кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды». Собрал настоятель и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Изобиловавший дарами благодати Духа Святаго, преподобный Моисей, в силу несения им тяжкого бремени руководства обителью, не имел возможности принимать откровение помыслов от братии в качестве духовника. И лишь в последние дни его земной жизни проявилось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: раз, находясь в своей келии в болезненном состоянии, старец попросил келейника: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня безпокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что батюшка в бреду. Но оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно долго стояла крестьянка, которая просила у святого образок для сына. Благословляя поднесенный ему келейником подарок, старец промолвил: «Вот теперь я спокоен».
В другой раз он сказал духовному чаду, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, отец Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова его сбылись в точности – в воскресенье 16 июня 1862 году гроб почившего о Господе на 81-м году земной жизни старца был перенесен в храм. Позднее его останки обрели нетленными.
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ
ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ
Ежели нет руководителя-человека, может руководствовать своя совесть и разум. В случае же скудости разума, [христианин] может наставиться от Писания. Писания же [если] здраво не может разуметь, [то] может, по совету святого апостола Иакова, обращаться к Богу и молиться об оном: Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемно и не поношающаго, и дастся ему (Иак. 1, 5).
+ + +
От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей.
+ + +
Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труд к терпению, которое для нас полезнее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия – ради грехов наших. И самые эти скорби охраняют нас от других искушений.
Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.