17.05.2016
II. Вот вам, братие, между прочим в лице св. Пелагии язычницы и христианки образец того, «как следует относиться к пастырям духовным». Не твердите вы того, что есть у нас пастыри недостойные, есть — не отрицаем этого, к величайшему прискорбию; Бог им судия и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте и в таких священниках их пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и через них на верующих, по обетованию Христову.
а) Св. Иоанн Златоуст называет безумием неуважение к епископам и священникам и восклицает: «удались, безумие, ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без котораго нельзя получить спасения и обещанных благ... Если не возродившийся водою и духом не может войти в царствие небесное (Иоан. III:5), и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его отвергается от жизни вечной (VI, 53); а все это (крещение и евхаристия) совершается только освященными руками, т.— е. руками иереев: то каким образом без посредства их можно кому-нибудь и избежать огня геенскаго, и получить уготованные венцы? Они-то те самые, которым препоручено рождение духовное и возсозидание крещением. Чрез них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы. Итак, по справедливости, мы должны не только страшиться их более мирских властей, но и чтить более отцов своих: эти последние родили нас от крови и от похотения плоти, а те рождают от Бога, даруют нам святое пакибытие, истинную свободу и благодатное усыновление». (Из «Слова о священстве»).
б) Уважать пастырей духовных нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродетелями. Св. Иоанн Златоуст в другом месте по поводу сего говорит: «скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче — имеет ли он рану или не имеет? И если имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что имеет он, оставляешь ты свою рану без врачевания, и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он сам не здоров, то я оставлю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник не хорош, будет ли это утешением для подчиненнаго? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и »ты должное и заслуженное. Не будем, увещеваю вас, говорить худо о пастырях и учителях, не будем разсуждать об них, дабы не повредить самим себе; будем изследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел безчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. «Не славися», говорит Премудрый, «в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей» (Сир. III- 10:13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великия блага? Нет, все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты не верующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты верующий. Бог действовал и «чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 цар. гл. Ѵ40;И). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное?» В заключение тот же златословесный учитель церкви говорит: «дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священика только отверзать уста, а все совершает Бог». (Бес. 2 св. Злат. на 2-е посл. к Тимофею).
III. Бог молитвами препод. мучен. Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого И. Христа, пославшаго их для служения Своей св. церкви. (Свящ. Г. Дьяченко).
<-назад в раздел
Святая преподобномученица Пелагия
О почитании духовных пастырей
I. Воспоминаемая в нынеший день св. мученица Пелагия жила в III в. по Р. X. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницею, она однако же имела доброе и отзывчивое сердце. В то время продолжалось страшное Диоклитианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, распрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их епископе Клиноне, и ея сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю — епископу; она всею душою хотела видеть его. И как она была рада, когда однажды увидела во сне благолепнаго старца, который, по ея описанию, и был никто другой, как епископ Клинон, скрывавшийся в то время от преследования гонителей. Еще более она обрадовалась, когда однажды случайно в пути встретилась с самим старцем, на котораго указали ей ея спутники. «Приветствую тебя, служитель Христов», сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. «Буди мир Христа моего с тобою, юная дева», отвечал Клинон. «Прости нескромному моему вопросу: ты ли Клинон, епископ христианский?» — «Я Клинон, пастырь словесных овец Христовых», отвечал тот. «Да, это ты, ты», продолжала юная дева, как бы припоминая что то бывшее с нею. «Благословен Бог, показавший мне тебя в сонном видении и пославший для спасении души моей. Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?» Добрый пастырь разсказал ей, как христиане спасаются. «Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена», заключил святитель слова своего наставления. Слова христианскаго пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения. С того времени она всею душею предалась христианству, отказалась и от богатаго наследства, которое имело остаться ей после ея матери вдовы, и от блестящаго замужества с знатным юношею, усыновленным императором Диоклитианом, все, все презрела юная девственница и умерла мученицею за имя Христово, будучи укреплена на подвиг мученический тем же старцем Клиноном, которому предана была всею душею с самой первой встречи с ним до конца своей жизни.
II. Вот вам, братие, между прочим в лице св. Пелагии язычницы и христианки образец того, «как следует относиться к пастырям духовным». Не твердите вы того, что есть у нас пастыри недостойные, есть — не отрицаем этого, к величайшему прискорбию; Бог им судия и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте и в таких священниках их пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и через них на верующих, по обетованию Христову.
а) Св. Иоанн Златоуст называет безумием неуважение к епископам и священникам и восклицает: «удались, безумие, ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без котораго нельзя получить спасения и обещанных благ... Если не возродившийся водою и духом не может войти в царствие небесное (Иоан. III:5), и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его отвергается от жизни вечной (VI, 53); а все это (крещение и евхаристия) совершается только освященными руками, т.— е. руками иереев: то каким образом без посредства их можно кому-нибудь и избежать огня геенскаго, и получить уготованные венцы? Они-то те самые, которым препоручено рождение духовное и возсозидание крещением. Чрез них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы. Итак, по справедливости, мы должны не только страшиться их более мирских властей, но и чтить более отцов своих: эти последние родили нас от крови и от похотения плоти, а те рождают от Бога, даруют нам святое пакибытие, истинную свободу и благодатное усыновление». (Из «Слова о священстве»).
б) Уважать пастырей духовных нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродетелями. Св. Иоанн Златоуст в другом месте по поводу сего говорит: «скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче — имеет ли он рану или не имеет? И если имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что имеет он, оставляешь ты свою рану без врачевания, и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он сам не здоров, то я оставлю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник не хорош, будет ли это утешением для подчиненнаго? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и »ты должное и заслуженное. Не будем, увещеваю вас, говорить худо о пастырях и учителях, не будем разсуждать об них, дабы не повредить самим себе; будем изследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел безчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. «Не славися», говорит Премудрый, «в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей» (Сир. III- 10:13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великия блага? Нет, все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты не верующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты верующий. Бог действовал и «чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 цар. гл. Ѵ40;И). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное?» В заключение тот же златословесный учитель церкви говорит: «дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священика только отверзать уста, а все совершает Бог». (Бес. 2 св. Злат. на 2-е посл. к Тимофею).
III. Бог молитвами препод. мучен. Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого И. Христа, пославшаго их для служения Своей св. церкви. (Свящ. Г. Дьяченко).