20.04.2016
II. Размыслим, братие, о подвиге преп. Даниила, взявшаго на себя труд погребать умерших нечаянною смертию, и почерпнем отсюда назидание.
Постоянно ныне объявляются известия то об убитых, то утонувших, замерзших, сгоревших и иных несчастных, умирающих без христианскаго напутствия. Невольно возникает вопрос: почему многих постигает такая страшная смерть, неестественная и насильственная?
Обыкновенно смерть скоропостижную называют «напрасною». Это выражение, если принимать его в современном значении, не совсем точно. У Бога ничего не бывает напрасно. «Какия же могут быть причины ея?»
а) Не всегда грехи тех, которые так несчастно умирают. Упала некогда в Иерусалиме башня, и осьмнадцать человек убила. Спаситель, указав на это несчастие, спросил окружавших Его иудеев: «или вы думаете, что те осьмнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» Сим вопросом Он предупреждает и нас, чтобы мы не почитали как бы за отверженных Богом тех, которые умирают не естественною смертию: может она постигнуть человека, хотя и не безгрешнаго, но и не очень грешнаго, даже благочестиваго.
На подобные случаи неповинной смерти святый Златоуст дает такое объяснение: «если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом, ибо ему несчастия уготовляют светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание, или совсем освободить их от онаго» (О Лаз. бес. III, § 9). Здесь прилично воспомянуть об одном пустыннике, котораго лев растерзал. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение: какая же это справедливость, что живший неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? — В следующую ночь является ему ангел, и говорит: «этот, растерзанный зверем, имел один тайный грех, за который он просил себе наказание у Бога, и послал ему Господь такую кончину, ради совершеннаго очищения души его». Так праведные «аще пред лицем человеческим и муку приимут, упование их безсмертия исполнено» (Пр. Сол. 3:4).
б) Между тем всегда гибель скоропостижно умирающих направляется Промыслом к вразумлению живых. Не отрицал Господь, что грешны те, которые башней были убиты; но их несчастием призывал живых к покаянию: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете». Поелику же иерусалимляне не вразумились сим уроком, не исправились, во Христа не увероваля, а во время суда над Ним кричали: «кровь Ею на нас и на чадех наших» (Матф. 27:25): то и сбылось над ними Его предсказание. Все упорные в неверии иерусалимляне погибли, когда Иерусалим, как город мятежный, взят и разрушен был римлянами (Феофил. Благовестн. на еванг. Лук., гл. 13). И в наше время, если иные умирают внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы безопасны, будто мы правы; напротив, Богь попускает около нас быть несчастным случаям, чтоб мы позаботились о своем исправлении.
в) Святый Василий Великий уподобляет Господа врачу, который, когда видит, что рана гниет и заражает, отнимает всю больную часть тела. Так Господь «останавливает неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности. Поэтому бедствия, если с кем случаются, пресекают возрастание греха, и всенародные пороки уцеломудривает Он всенародными казнями. Отсюда землетрясения, кораблекрушения и истребление людей от воды, огня и других причин. Все сие имеет началом чрезмерность греха» (Твор. Вас. Вел., ч. IѴ40;, стр. 144, 150, 146). Бедственный конец злых людей останавливает стремление порока. Гнев Божий соразмеряется с грехами (Твор. Григ. Богосл., ч. II, стр. 51, 36, 50).
г) Однако же не все порочные скоропостижно умирают; иные, и злодействуя, долго живут. «Когда видишь», отвечает Златоуст, «что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образом окончили жизнь, между тем как иные, или подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, — не смущайся, и не говори: от чего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково? Бог одному попускает быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал большее на себя осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнию перваго, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а безпечность их» (О Лаз. III, 9).
III. Хотя словом Божиим и учением отцев несколько разъясняются общия причины насильственной смерти; но почему жребий этот падает на кого-либо именно, определить сие весьма затруднительно, и сколько на свете совершено убийств, тайна которых погребена в могиле убитых! Из этой таинственности судеб человеческих вытекают два нам внушения: первое, что будет суд всемирный, когда раскроется все, здесь не разгаданное, и последует полное всем воздаяние; в сей, конечно, уверенности церковь молится о скоропостижно умерших. Второе — то, что не наше дело судить, кто из отшедших больше грешен, и для кого молитва нужнее; а наша обязанность сливать наши воздыхания сердечныя с гласом святой церкви, которая взывает:
«Яже покры вода, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, снедь зверем бывшия, мразом измершия, им же попустил еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вечныя, и неосужденно предстати Тебе, Слове, в пришествии Твоем сподоби» (Кан. субб. мясопуст. песнь 1, 3, 5 и 9). Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Сергия, архиепископа херсонск (ныне митр. моск.), т. II, изд. 1893 г.).
<-назад в раздел
Преподобный Даниил Переяславский
(Причины неожиданной и прискорбной смерти).
I. Воспоминаемый ныне церковью преп. Даниил, в мире Димитрий, родился в Переяславле-Залесском в 1453 году от благородных родителей. Рос он кротким и добрым отроком, и еще в юных летах в нем обнаружилась наклонность к строгим подвигам. 17-ти лет от роду он постригся в иноки с именем Даниила и спустя некоторое время поселился в Горицкой обители, в которой прожил около 30 лет, принял здесь сан священства и был настоятелем обители. Опытный в духовной жизни, он славился тем, что давал полезные духовные советы. И многие стали приходить к нему на исповедь и за советами. Но он, кроме того, избрал себе особый подвиг любви к ближним. Он взял на себя труд и заботу погребать всех, погибших нечаянною и, прискорбною смертью — убитых разбойниками, утонувших, замерзших, нечаянно на дороге умерших. Как только слышал он о таковых, он шел, на своих плечах переносил тело несчастно погибшаго на кладбище, пел над ним погребальныя песнопения и благочестно погребал его. Он просил и других сказывать ему о таяих случаях, и шел отпевать и погребать покойнаго. Кладбище стало для него как бы родным местом; те, которые нашли на нем последний приют себе, были ему дороги: ведь, он нашел им этот приют, он проводил их на вечный покой надгробными молитвами и слезами... Часто по ночам смотрел он из окна Горицкой келлии на кладбище, часто думал он: сколъко тайных рабов Божиих лежит, быть может, на этом кладбище, безвестно угодивших Богу, безвестно живших, безвестно и скончавшихся! И что-то чудное виделось и слышалось иногда на кладбище — то загорался огонь, то доносилось оттуда церковное пение! Хорошо бы поставить храм на Божедомье, думал преп. Даниил, чтобы приносима была в нем безкровная жертва и возносилась ежедневно молитва о упокоении там погребенных. Но не было средств. Три года решил ждать преподобный, не подаст ли Господь откуда помощи, и помощь неожиданно открылась по окончании этого срока. Случилось, что преподобный молитвами избавил двоих бояр от княжеской опалы. Благодарные преподобному, они представили его лично великому князю Василию Ивановичу и выхлопотали ему право владеть всем Божедомьем и построить в нем храм. Нашлись благотворители, и на Божедомье построен был храм во имя Всех Святых в той мысли, чтобы в числе всех святых почтены были и те из погребенных там, которые угодили Господу и удостоились быть на небесах в лике святых. Образовалас обитель. Со временем преп. Даниил перешел в нее из Горицкаго монастыря и был ея настоятелем. Преподобный Даниил достиг глубокой старости и умер на 87 году жизни, 7 апреля 1540 года. 112 лет почивали св. мощи его в земле, но во все это время братия верила в его святость, и задолго еще до открытия его мощей был написан его образ и сложен ему тропарь, кондак и канон. В 1652 году св. мощи его были торжественно открыты и ныне почивают в серебряной раке, в приделе соборнаго храма, сооруженном во имя преподобнаго.
II. Размыслим, братие, о подвиге преп. Даниила, взявшаго на себя труд погребать умерших нечаянною смертию, и почерпнем отсюда назидание.
Постоянно ныне объявляются известия то об убитых, то утонувших, замерзших, сгоревших и иных несчастных, умирающих без христианскаго напутствия. Невольно возникает вопрос: почему многих постигает такая страшная смерть, неестественная и насильственная?
Обыкновенно смерть скоропостижную называют «напрасною». Это выражение, если принимать его в современном значении, не совсем точно. У Бога ничего не бывает напрасно. «Какия же могут быть причины ея?»
а) Не всегда грехи тех, которые так несчастно умирают. Упала некогда в Иерусалиме башня, и осьмнадцать человек убила. Спаситель, указав на это несчастие, спросил окружавших Его иудеев: «или вы думаете, что те осьмнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» Сим вопросом Он предупреждает и нас, чтобы мы не почитали как бы за отверженных Богом тех, которые умирают не естественною смертию: может она постигнуть человека, хотя и не безгрешнаго, но и не очень грешнаго, даже благочестиваго.
На подобные случаи неповинной смерти святый Златоуст дает такое объяснение: «если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом, ибо ему несчастия уготовляют светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание, или совсем освободить их от онаго» (О Лаз. бес. III, § 9). Здесь прилично воспомянуть об одном пустыннике, котораго лев растерзал. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение: какая же это справедливость, что живший неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? — В следующую ночь является ему ангел, и говорит: «этот, растерзанный зверем, имел один тайный грех, за который он просил себе наказание у Бога, и послал ему Господь такую кончину, ради совершеннаго очищения души его». Так праведные «аще пред лицем человеческим и муку приимут, упование их безсмертия исполнено» (Пр. Сол. 3:4).
б) Между тем всегда гибель скоропостижно умирающих направляется Промыслом к вразумлению живых. Не отрицал Господь, что грешны те, которые башней были убиты; но их несчастием призывал живых к покаянию: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете». Поелику же иерусалимляне не вразумились сим уроком, не исправились, во Христа не увероваля, а во время суда над Ним кричали: «кровь Ею на нас и на чадех наших» (Матф. 27:25): то и сбылось над ними Его предсказание. Все упорные в неверии иерусалимляне погибли, когда Иерусалим, как город мятежный, взят и разрушен был римлянами (Феофил. Благовестн. на еванг. Лук., гл. 13). И в наше время, если иные умирают внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы безопасны, будто мы правы; напротив, Богь попускает около нас быть несчастным случаям, чтоб мы позаботились о своем исправлении.
в) Святый Василий Великий уподобляет Господа врачу, который, когда видит, что рана гниет и заражает, отнимает всю больную часть тела. Так Господь «останавливает неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности. Поэтому бедствия, если с кем случаются, пресекают возрастание греха, и всенародные пороки уцеломудривает Он всенародными казнями. Отсюда землетрясения, кораблекрушения и истребление людей от воды, огня и других причин. Все сие имеет началом чрезмерность греха» (Твор. Вас. Вел., ч. IѴ40;, стр. 144, 150, 146). Бедственный конец злых людей останавливает стремление порока. Гнев Божий соразмеряется с грехами (Твор. Григ. Богосл., ч. II, стр. 51, 36, 50).
г) Однако же не все порочные скоропостижно умирают; иные, и злодействуя, долго живут. «Когда видишь», отвечает Златоуст, «что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образом окончили жизнь, между тем как иные, или подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, — не смущайся, и не говори: от чего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково? Бог одному попускает быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал большее на себя осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнию перваго, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а безпечность их» (О Лаз. III, 9).
III. Хотя словом Божиим и учением отцев несколько разъясняются общия причины насильственной смерти; но почему жребий этот падает на кого-либо именно, определить сие весьма затруднительно, и сколько на свете совершено убийств, тайна которых погребена в могиле убитых! Из этой таинственности судеб человеческих вытекают два нам внушения: первое, что будет суд всемирный, когда раскроется все, здесь не разгаданное, и последует полное всем воздаяние; в сей, конечно, уверенности церковь молится о скоропостижно умерших. Второе — то, что не наше дело судить, кто из отшедших больше грешен, и для кого молитва нужнее; а наша обязанность сливать наши воздыхания сердечныя с гласом святой церкви, которая взывает:
«Яже покры вода, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, снедь зверем бывшия, мразом измершия, им же попустил еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вечныя, и неосужденно предстати Тебе, Слове, в пришествии Твоем сподоби» (Кан. субб. мясопуст. песнь 1, 3, 5 и 9). Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Сергия, архиепископа херсонск (ныне митр. моск.), т. II, изд. 1893 г.).