Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
18.04.2016

Земные ангелы, небесные человеки

   Восемнадцатого апреля исполнилось 23 года со дня мученической кончины убиенных на Пасху Христову 1993 года Оптинских монахов – иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. 

  Отец Василий (в миру – Игорь Иванович Росляков) родился в Москве в 1960 году, в семье офицера. С детства увлекался водным поло, играл за сборную команду Советского Союза. Окончил журналистский факультет Московского государственного университета. Во время учебы в МГУ прочел роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и обратил особое внимание на образ Алеши, героя, жившего в монастыре под руководством старца. Затем Игорь духовно сблизился с верующим человеком, старшим преподавателем факультета журналистики МГУ Тамарой Владимировной Черменской, под влиянием которой еще больше заинтересовался Православием и пришел в Церковь. Играя за сборную и выезжая на чемпионаты и первенства в другие страны, он соблюдал посты. Преподавательница посоветовала молодому человеку съездить к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь, и старец благословил его на монашество. Когда в 1988 году Оптину Пустынь вернули Церкви, Игорь одним из первых пришел восстанавливать монастырь.

Судя по дневниковым записям, отец Василий стремился к духовному совершенству, но, сознавая невозможность подражания подвигам древних святых, он избрал своим деланием покаяние. Будучи строгим к себе, старался, чем мог, утешать ближних и часто повторял унывающим братиям и паломникам Евангельские слова: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12).

Инок Ферапонт (в миру Владимир Леонидович Пушкарев) родился в 1955 году, в селе Кандаурово Колыванского района Новосибирской области. По воспоминаниям сестры и друзей, Владимир был разносторонне одаренным человеком. Одно время он играл в инструментальном ансамбле, занимался восточными единоборствами. Когда Господь призвал его к вере, он воцерковился. В свободное время паломничал по святым местам. Особое впечатление на Володю произвела Троице-Сергиева лавра. После возвращения из этой обители он с воодушевлением рассказал другу о монастырской жизни и добавил: «Но мне там места нет. Я буду искать монастырь, где нужны рабочие руки». Таким монастырем стала возрождающаяся из руин Оптина Пустынь, куда Владимир поступил по благословению старца архимандрита Кирилла (Павлова) в 1990 году.

Послушался отец Ферапонт в комендантской службе и в мастерской резчиков по дереву, искусно изготавливая постригальные кресты. Жил он сокровенно и строго, усердно стремясь к стяжанию непрестанной Иисусовой молитвы.

Инок Трофим (в миру Леонид Иванович Татарников) родился в 1954 году, в поселке Даган Иркутской области. В миру он служил на флоте, был пастухом, плотником, портным, трактористом... Живя в монастыре, отец Трофим больше всего старался об исполнении заключающей в себе весь закон Христов заповеди о любви – к Богу и к ближним. В свободное от послушаний время он заботился о пожилых людях, поправлял местным бабушкам покосившиеся заборы, вспахивал огороды. Кстати, одно из посмертных его чудес также связано с полевыми работами. На подсобном хозяйстве монастыря убирали картошку, и рабочих рук очень не хватало. Тогда одна сестра мысленно обратилась к иноку Трофиму: «Отец Трофим, мы же всегда урожай убирали вместе, помоги!» Не успела она окончить свою молитву, как подошла группа паломников, которые значительно облегчили труд.

Многим запомнились краткие, но глубокие наставления инока: «Кто курит табачок, тот не Христов мужичок», «Если ты идешь по монастырю и, видя, что что-то лежит не на своем месте, проходишь мимо, – ты еще не в братии. Быть в братии – значит осознавать ответственность за все, что происходит в обители».

Всего пять лет длился монашеский подвиг отца Василия и по три года – у иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года сатанист Николай Аверин убил их кинжалом, на лезвии которого были выгравированы слово «сатана» и число «666». Иноков он зарезал на звоннице, в то время, когда они колокольным звоном возвещали миру пасхальную радость. А иеромонаха Василия – напротив окна его кельи, когда батюшка шел в скит для совершения Таинства Исповеди.

 + + +

«Можно много говорить о каждом из братьев, изданы целые книги с описаниями их судеб, особенностей характеров, подвигов. Но важно одно: они все шли путем самоотвержения, путем удивительной жертвенности и любви к Богу. Все, что мешало на этом пути, они старались отсечь, и это их тайное делание, углубление в себя, внутренний подвиг самоотвержения – оно принесло те плоды, которые мы видим. Казалось бы, лютая смерть, но какая смерть? Та, о которой все трое мечтали, говоря: „Хорошо бы умереть на Пасху“. И Господь после Причастия забрал их. Он забрал их через страшную мученическую кончину, на наших глазах истекала эта кровь, мы видели ужасное лицо смерти, но в то же время наши сердца исполнялись удивительной пасхальной радостью рядом с их телами, радостью вечного Воскресения, вечного ликования.

Когда три отрока были ввержены в пещь вавилонскую по велению богопротивного царя, ангел Господень сошел и остудил этот огонь. Так и трое убиенных Оптинских братьев: пройдя через пещь страдания, через страшную смерть, через заклание на жертвеннике, на алтаре, которым по сути является в земле Русской Оптина Пустынь, они вошли в Царство Небесное и ныне ликуют там вместе с праведными отроками, вместе со всеми святыми. Но это ликование их, оно, конечно, не может быть без молитвы за Церковь Русскую, за всех нас, оставшихся здесь, на земле, потому что сердце, преисполненное любовью еще в земной жизни, в вечности раскрывается все больше и больше, все больше и больше людей обнимает, простирая благодатные лучи своей молитвы...

Самоотвержение, самоотречение, которое каждый из них являл в своей жизни, соделало их праведниками, и Господь избрал их. Мы со своими скудными мерками человеческого разума и рассуждения не можем измерить их подвиг и ту благодать, которая дана им от Бога. Мы можем лишь прикоснуться к этому любящим сердцем и почувствовать их силу. И поэтому эта часовня практически не закрывается, сюда постоянно приходят люди, служатся панихиды, совершаются молитвы... Ты заходишь в эту кувуклию и чувствуешь, что здесь – благодать мучеников, вошедших в вечную Пасху, и здесь уже нет смерти, здесь по-иному течет время, оно как бы совсем отменено. И хотя сейчас Великий Пост, но здесь, в этой кувуклии, мы можем воскликнуть: «Христос Воскресе!» и прикоснуться к вечной Пасхе, в которую вошли наши братия. Аминь». (Из проповеди на панихиде по убиенным  игумена Филиппа (Перцева). Отец Филипп, лично знал всех троих убиенных подвижников).

 + + +

 Сегодня наш земной мир все глубже и глубже погружается в душепагубную суету, люди стремятся к материальному благополучию, не заботясь о своей вечной участи. И лишь немногие народы, в том числе и народ русский, знают путь ко спасению и идут по нему. Как радостно сознавать, что у нас есть не только кающиеся, спасающиеся, но и – земные ангелы, небесные человеки, достигшие дерзновения у Престола Божия, и они – наши современники. Мы имеем возможность видеть их родителей, родственников и знакомых, порой даже не осознавая, какая это великая милость Божия, какое вразумление и ободрение! Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, и если Он за нас, то кто или что сможет нам повредить?

 

Александр МАЛИНИН,


<-назад в раздел

Русский календарь