06.04.2016
<-назад в раздел
О покаянии и раскаянии. Проповеди иеромонаха Илии (Копылова)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Как небо, хотя и бывает покрыто серыми тучами, но все же знаем, что оно синего цвета. Так и наступивший Великий Пост, хотя и строг и непривычен для некоторых, но по сути своей всегда приятен и радостен.
Покаяния отверзаются двери и надеждою спасения исполняются наши сердца. Ведь именно нас, грешников, пришел спасти Господь.
И как не благодарить Его за такую жертву? Как нам оставаться беспечными, когда Сам Бог ждет нашего покаяния?
А покаяние – это, прежде всего, исправление жизни.
«Не вкушай неумеренно, подобно бессловесным; не упивайся каждодневно; возлюби пост, слезы, прилепись сильнее к молитве, чаще будь в церкви, и найдешь успокоение для души твоей», - говорит святитель Амвросий Медиоланский.
Человек, стяжавший покаяние, уже не знает что такое печаль, но пребывает в мире с Богом! А кто в мире с Господом, тот не может иметь скорбный вид. Ибо скорбь и теснота только там, где Бога нет.
И как с появлением света исчезает тьма, так и наличие в душе покаянного чувства, изгоняет из сердца уныние и печаль. «Ибо нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость», - говорит святитель Афанасий Александрийский.
«Но почему, - спросит кто-то, - бывает так, что, уходя с исповеди, на сердце остается тяжесть?»
Иногда под видом покаяния враг спасения предлагает раскаяние. И человек думает, что он покаялся, перечислив грехи свои на исповеди. На деле же перечисление грехов не является покаянием, но раскаянием.
Раскаялся Иуда Искариот, предавший Христа. Он возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27, 3-4). Но слова эти не были покаянием. Они явились лишь свидетельством совершенного греха. И потому Иуда пошел и удавился.
Идя на исповедь, мы подобно вифлеемским волхвам должны принести с собой в сердце дары Господу: «золото, ладан и смирну».
Золото – это искреннее желание исправиться и более не преступать заповеди Божии.
Ладан – это вера в то, что Бог прощает через Таинство исповеди наши грехи, какими бы они ни были.
Смирна - это смиренное чувство своей греховности. Осознание себя самым великим грешником из всех грешников.
И тогда Господь, видя смирение и покаяние, ниспослет Свою велию милость. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным подает благодать» (Иак. 4, 6).
В Оптиной пустыни в начале 90-х годов прошлого века подвизался монах Трифон. Он послушался на подсобном хозяйстве. Всю ночь о.Трифон ремонтировал трактор, который должен был рано утром выйти в поле. Стояла уборочная пора.
Подошло время полунощницы и монах поспешил в храм. Но там уже начался молебен и благочинный, в виде епитимии, повелел ему сделать 50 поклонов.
О. Трифон не оправдывался и, положив назначенное количество поклонов, улыбаясь, встал рядом с клиросом.
После полунощницы, другой монах спросил отца Трифона, почему он улыбался, ведь его наказали напрасно.
На это благодушный Трифон ответил: «Слава Богу! Значит, Господь простит мне какой-то забытый грех!»
«Мы должны трудить себя за грехи свои, - сказал отец Трифон. – в этом суть покаяния!»
Потрудимся же и мы на поприще нынешнего Великого Поста. Дабы принести достойные плоды покаяния.
А вместе с покаянием обрести непрестанную радость о Господе. И тогда постясь, не будем выглядеть, как лицемеры, показывающие своим видом, что они утомленные постники.
Напротив, будем веселы и благодушны. Ведь пришло время Поста, благоприятное время, время очищения от страстей. Потрудимся же, дабы и нам услышать по отшествии из сего мира умилительные слова возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа: «Прощаются вам грехи ваши. Аминь!»
Как небо, хотя и бывает покрыто серыми тучами, но все же знаем, что оно синего цвета. Так и наступивший Великий Пост, хотя и строг и непривычен для некоторых, но по сути своей всегда приятен и радостен.
Покаяния отверзаются двери и надеждою спасения исполняются наши сердца. Ведь именно нас, грешников, пришел спасти Господь.
И как не благодарить Его за такую жертву? Как нам оставаться беспечными, когда Сам Бог ждет нашего покаяния?
А покаяние – это, прежде всего, исправление жизни.
«Не вкушай неумеренно, подобно бессловесным; не упивайся каждодневно; возлюби пост, слезы, прилепись сильнее к молитве, чаще будь в церкви, и найдешь успокоение для души твоей», - говорит святитель Амвросий Медиоланский.
Человек, стяжавший покаяние, уже не знает что такое печаль, но пребывает в мире с Богом! А кто в мире с Господом, тот не может иметь скорбный вид. Ибо скорбь и теснота только там, где Бога нет.
И как с появлением света исчезает тьма, так и наличие в душе покаянного чувства, изгоняет из сердца уныние и печаль. «Ибо нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость», - говорит святитель Афанасий Александрийский.
«Но почему, - спросит кто-то, - бывает так, что, уходя с исповеди, на сердце остается тяжесть?»
Иногда под видом покаяния враг спасения предлагает раскаяние. И человек думает, что он покаялся, перечислив грехи свои на исповеди. На деле же перечисление грехов не является покаянием, но раскаянием.
Раскаялся Иуда Искариот, предавший Христа. Он возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27, 3-4). Но слова эти не были покаянием. Они явились лишь свидетельством совершенного греха. И потому Иуда пошел и удавился.
Идя на исповедь, мы подобно вифлеемским волхвам должны принести с собой в сердце дары Господу: «золото, ладан и смирну».
Золото – это искреннее желание исправиться и более не преступать заповеди Божии.
Ладан – это вера в то, что Бог прощает через Таинство исповеди наши грехи, какими бы они ни были.
Смирна - это смиренное чувство своей греховности. Осознание себя самым великим грешником из всех грешников.
И тогда Господь, видя смирение и покаяние, ниспослет Свою велию милость. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным подает благодать» (Иак. 4, 6).
В Оптиной пустыни в начале 90-х годов прошлого века подвизался монах Трифон. Он послушался на подсобном хозяйстве. Всю ночь о.Трифон ремонтировал трактор, который должен был рано утром выйти в поле. Стояла уборочная пора.
Подошло время полунощницы и монах поспешил в храм. Но там уже начался молебен и благочинный, в виде епитимии, повелел ему сделать 50 поклонов.
О. Трифон не оправдывался и, положив назначенное количество поклонов, улыбаясь, встал рядом с клиросом.
После полунощницы, другой монах спросил отца Трифона, почему он улыбался, ведь его наказали напрасно.
На это благодушный Трифон ответил: «Слава Богу! Значит, Господь простит мне какой-то забытый грех!»
«Мы должны трудить себя за грехи свои, - сказал отец Трифон. – в этом суть покаяния!»
Потрудимся же и мы на поприще нынешнего Великого Поста. Дабы принести достойные плоды покаяния.
А вместе с покаянием обрести непрестанную радость о Господе. И тогда постясь, не будем выглядеть, как лицемеры, показывающие своим видом, что они утомленные постники.
Напротив, будем веселы и благодушны. Ведь пришло время Поста, благоприятное время, время очищения от страстей. Потрудимся же, дабы и нам услышать по отшествии из сего мира умилительные слова возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа: «Прощаются вам грехи ваши. Аминь!»