05.04.2016
II. С того времени, как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли осенять себя знамением св. креста. Это обычай всеобщий в православной церкви, обычай всегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от времен св. апостолов. Но употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестиваго обычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне, в день препод. Никона, испытавшаго на себе спасительную силу крестнаго знамения, нам весьма прилично, братие, разсмыслить о том, как мы должны изображать па себе крестное знамение, чтобы оно могло оказать для нас свои спасительныя действия.
а) Прежде всего, мы должны воздвизать его с живою верою. Если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершаго за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианскаго смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11:6).
Вот, например, с какою верою учили возлагать на себя спасительное крестное знамение свв. отцы. «Удались, говорит св. Григорий Богослов диаволу, или низложу тебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава. Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тот-час положи на себя знамение креста, котораго все ужасается и трепещет, и ограждением котораго пользуюсь я во всяком случае и против всякаго» («В стихотворениях на лукаваго и на гневливость». См. также в «1 обличительном слове на Юлиана»).
«Скорее, говорит св. Амвросий медиоланский, выслушивается наша молитва, когда и тело наше подражает Христу Распятому, с Которым беседует душа» («В слове о кресте»).
Св. Ефрем Сирин говорит: «станем обносить с собою всегда и повсюду это победоносное оружие (т. е. крест Христов) и никогда да не отлагаем его от себя, приступаем ли ко сну, или пробуждаемся от него, занимаемся ли нашим делом, вкушаем ли пищу и питие, находимся ли в пути – или что другое творим, – да ограждаем себя повсюду спасительным и животворящим знамением креста Господня; тогда и мы не убоимся от страха нощнаго, ни от стрелы летящия во дни, не приидет к нам зло, и рана не приблизится телеси нашему» («Слово о честн. и животворящ. кресте Господ.»).
Св. Иоанн Златоуст учит: «виждь, как вооружил последующаго Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче – силу креста, знамение сущей над демонами победы» (св. Иоанна Злат., сл. на покл. честн. кресту, помещ. в «Камне веры»). «Если ты», научает тот же святый учитель, «вообразишь на себе крест с великою верою, то близ тебя не возможет стать ни один из нечистых духов, зря меч, которым получил жестокую рану» («Златоуст, бес. на Мф. 54»).
б) Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение св. креста, по заповеди православной церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе св. крест тремя перстами вместе: тогда самым сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, – и следовательно самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостаснаго Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так в частности и при употреблении крестнаго знамени.
в) «Наконец, должно возлагать на себе знамение св. креста так, чтобы действительно начертывался на нас св. крест, – и чтобы этот крест, по наставлению св. церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижним – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение св. креста во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши силы душевныя и телесныя с их деятельностию. А посему как неразсудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностию, поспешностию и небрежностию, что вовсе не начертывают на себе св. креста, а представляют движением своей руки как-будто какую-то детскую забаву, лишенную всякаго смысла!» (См. слова и речи Макария, митр. моск.). Приведем здесь подлинными словами учение церкви об образе совершения крестнаго знамения. В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамение честнаго и животворящаго креста, дается такой ответ: «должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца»; потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе, перенося руку на правое плечо и провождая до леваго, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго. Аминь». («Православное исповедание», ответ на вопрос 51, ч. I).
III. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам св. церковь, будем возлагать его всегда с ясным представлением в уме своем того самаго креста, на котором был распят Владыка неба и земли и принес Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи. (Свящ. Г. Дьяченко).
<-назад в раздел
Прмч. Никона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его. Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.
(О том, как должно совершать крестное знамение).
I. Св. Никон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальником отряда. Он был воспитан отцом в языческой вере; но мать его была христианка. Она всеми силами старалась расположить сына своего к христианской вере, но все старания ее были напрасны. – Отпуская его однажды на войну, она на прощанье сказала ему: «сын мой! если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестным знамением; – и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч». Вспомнил Никон слова матери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде, окруженный неприятелями, – совершил крестное знамение и – остался победителем... Впоследствии он обратился к Христу и был пресвитером, потом епископом; подвизался во Фракии, оттуда перешел в Сицилию, где и пострадал со своими учениками-иноками, при Декии, в половине третьего века.
II. С того времени, как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли осенять себя знамением св. креста. Это обычай всеобщий в православной церкви, обычай всегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от времен св. апостолов. Но употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестиваго обычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне, в день препод. Никона, испытавшаго на себе спасительную силу крестнаго знамения, нам весьма прилично, братие, разсмыслить о том, как мы должны изображать па себе крестное знамение, чтобы оно могло оказать для нас свои спасительныя действия.
а) Прежде всего, мы должны воздвизать его с живою верою. Если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершаго за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианскаго смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11:6).
Вот, например, с какою верою учили возлагать на себя спасительное крестное знамение свв. отцы. «Удались, говорит св. Григорий Богослов диаволу, или низложу тебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава. Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тот-час положи на себя знамение креста, котораго все ужасается и трепещет, и ограждением котораго пользуюсь я во всяком случае и против всякаго» («В стихотворениях на лукаваго и на гневливость». См. также в «1 обличительном слове на Юлиана»).
«Скорее, говорит св. Амвросий медиоланский, выслушивается наша молитва, когда и тело наше подражает Христу Распятому, с Которым беседует душа» («В слове о кресте»).
Св. Ефрем Сирин говорит: «станем обносить с собою всегда и повсюду это победоносное оружие (т. е. крест Христов) и никогда да не отлагаем его от себя, приступаем ли ко сну, или пробуждаемся от него, занимаемся ли нашим делом, вкушаем ли пищу и питие, находимся ли в пути – или что другое творим, – да ограждаем себя повсюду спасительным и животворящим знамением креста Господня; тогда и мы не убоимся от страха нощнаго, ни от стрелы летящия во дни, не приидет к нам зло, и рана не приблизится телеси нашему» («Слово о честн. и животворящ. кресте Господ.»).
Св. Иоанн Златоуст учит: «виждь, как вооружил последующаго Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче – силу креста, знамение сущей над демонами победы» (св. Иоанна Злат., сл. на покл. честн. кресту, помещ. в «Камне веры»). «Если ты», научает тот же святый учитель, «вообразишь на себе крест с великою верою, то близ тебя не возможет стать ни один из нечистых духов, зря меч, которым получил жестокую рану» («Златоуст, бес. на Мф. 54»).
б) Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение св. креста, по заповеди православной церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе св. крест тремя перстами вместе: тогда самым сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, – и следовательно самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостаснаго Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так в частности и при употреблении крестнаго знамени.
в) «Наконец, должно возлагать на себе знамение св. креста так, чтобы действительно начертывался на нас св. крест, – и чтобы этот крест, по наставлению св. церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижним – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение св. креста во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши силы душевныя и телесныя с их деятельностию. А посему как неразсудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностию, поспешностию и небрежностию, что вовсе не начертывают на себе св. креста, а представляют движением своей руки как-будто какую-то детскую забаву, лишенную всякаго смысла!» (См. слова и речи Макария, митр. моск.). Приведем здесь подлинными словами учение церкви об образе совершения крестнаго знамения. В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамение честнаго и животворящаго креста, дается такой ответ: «должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца»; потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе, перенося руку на правое плечо и провождая до леваго, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго. Аминь». («Православное исповедание», ответ на вопрос 51, ч. I).
III. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам св. церковь, будем возлагать его всегда с ясным представлением в уме своем того самаго креста, на котором был распят Владыка неба и земли и принес Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи. (Свящ. Г. Дьяченко).