О гонениях на Церковь прежде и при антихристе
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12, 1).
Под женою, облеченною в солнце, понимаем Святую Церковь, по словам Блаженного Мефодия, который от лица девы Проклы говорит: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею Веру банею (Крещением) очищаемых и освобождаемых от тления, спасительное для рождаемых и пагубное для демонов. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И далее: «Итак в каждом из нас духовно рождается Христос; а посему Церковь повивает пеленами и болезнует, пока не вообразится в нас родившийся Христос, чтобы каждый, соединившись со Христом, соделался Христом». Таким образом Церковь оделась Солнцем Правды – Христом. «Ибо законный свет ночного светила луны имеет под ногами и мiрскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». Глава ее увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Там же, 2).
Утверждаем, что Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом пока, как сказал Божественный Апостол, не вообразится в них Христос. Ибо отверженцы суть те, которые отпадают от Истинного Света и за неверие претерпевают сопутствующую их жизни смерть. С первых времен Церкви даны любовь к Богу и ближнему, охраняющий и содействующий Промысл ради нас Распятого и два Завета, подобно крыльям, дабы перенесясь ими на высоту в пустыню, Церковь воспиталась в жительстве чуждом всякаго удовольствия.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (Там же, 3).
Под небом здесь разумеется воздух; змий же чермный созданный (см.: Пс. 103, 26) – в переводе «дракон красный» – тот, что, был поруган Ангелами Божиими (см.: Иов. 40, 14). Чермен он, хотя и ниспал из Ангелов, или по предрасположенности к убийству и веселию о крови, или же по огневидности Ангельского существа. О сем Блаженный Мефодий говорит так: «Великий, чермный, семиглавый и увлекший третью часть звезд змей, который стоял, строя козни и наблюдая с целью пожрать чадо болящей, есть диавол». И потом: «Но не получает и обманывается он в уловлении, когда возрождаемые восхищаются на высоту». И немного далее: «Третьею частью звезд названы погрешившие относительно одного Лица Пресвятой Троицы. Пустыня, войдя в которую питается – есть Церковь, свободная от зла и находящаяся вне повреждения». Подвизавшаяся сперва на диавола и умертвившая семь глав его – Церковь – потом получит и наследует семь венцов добродетели.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр. 12, 4).
Под сим, думаем, разумеется нечто двоякое: или первое его падение с неба, последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее на землю преступивших с ним Ангелов, или, по сокрушении главы его, движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования и пребывания нетвердых, которые по просвещению во Святом Крещении образно названы звездами.
Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца (Там же).
Ибо отступник всегда вооружается против Церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищею, а более, чрез Церковь, воздвигая гонение на Самого Христа, как Главу ея, присвояющаго Себе, что принадлежит верным. Потому и говорит: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян. 9, 4).
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Откр. 12, 5).
В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа, как, по Апостолу, в них изображаемаго даже до полнаго возраста Христова (Еф. 4, 13).
И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12, 5).
Восхищаются Святые и ныне во время искушений, чтоб не были побеждены угнетениями свыше сил; восхищены будут и тогда на облаках на воздух, и пребудут с Богом, и Его Престолом, т.е. высшими Ангельскими силами (см.: 1 Сол. 4, 17).
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 12, 6).
Когда действующий в антихристе диавол вооружится чрез него на Церковь, тогда избранные и достойнейшие, презрев гражданские доблести, суеты и мiрские удовольствия, побегут, по словам Великаго Мефодия, в пустыню, чуждую всякой злобы и плодоносную для всех добродетелей и там избегут приражений воюющих демонов и злых людей. Не лишено вероятности и то, что и чувственная пустыня, как прежде мучеников, спасет убегающих от наветов отступника и лжехриста в горах, пещерах и пропастях земных.– Три с половиною года, означаемые тысяча двумя стами шестьюдесятью днями, есть время, в продолжение которого будет владычествовать отступление.– От него да избавит нас Великий Подвигоположник, не попускающий быть искушаемыми сверх сил (см.: 1 Кор. 10, 13), и да считаем ничтожными страдания настоящей жизни в сравнении с имеющею явиться Святым славою и да пройдем мужественно тесный путь до Царствия Христа. Ибо Ему, чрез немощных обращающему в бегство сильных воздушных князей, подобает Победа и Держава со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Толкование на Апокалипсис Святаго Андрея, архиепископа Кесарийскаго»