Память сщмчч. Херсонесских: Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона
Владимирский собор и руины
древней базилики в Херсонесе
Во дни римского Императора Диоклетиана (IV в.) Иерусалимский Патриарх Ермон послал двух епископов, Василия и Ефрема, на берег Черного моря, в город Херсонес – проповедовать истинную веру язычникам. Потрудившись там некоторое время, святители разделились. Ефрем пошел на реку Дунай, где обратил ко Христу многих скифов и принял мученическую кончину – был обезглавлен неверными. А Василий остался в Херсонесе. Но, благовествуя истинного Бога идолопоклонникам, он возбудил в них такую ярость, что они, жестоко избив, изгнали его из города. Тогда святитель поселился на горе. Духом он радовался, что сподобился пострадать за Христа, сердцем же оплакивал погибель заблудших, в молитве прося Господа о просвещении их светом правой веры.
Однажды у одного херсонесского начальника умер сын, и родители, безутешно рыдая над его могилой, от усталости задремали там на краткое время. Во сне им явился усопший и сказал: «Что вы плачете над моим гробом? Вы не можете взять меня отсюда живым, ибо наши боги – бездушные идолы – не способны никого воскресить. Если вы хотите оживить меня, то упросите того христианина, которого побили и изгнали, чтобы он помолился обо мне своему Богу, и сами уверуйте во Христа, Которого он проповедует. Ибо сей Христос есть истинный Бог, имеющий власть над живыми и мертвыми, и Он может оживить меня по молитвам униженного вами святого».
Пробудившись, родители юноши поспешили к святителю Василию и, поведав ему о бывшем им откровении, умоляли воскресить их сына. Угодник Божий смиренно ответил несчастным: «Сам я – человек грешный, но если вы уверуете во Христа, Который Один силен воскрешать мертвых, то получите просимое».
Святой долго молился Богу, и Господь, вняв его прошению, восставил мертвеца. Все свидетели произошедшего чуда пришли в трепет, а родители юноши неизреченно возрадовались. После этого многие херсонесцы уверовали во Христа и крестились; Церковь Божия в этом городе стала мало-помалу возрастать, а язычество – упраздняться.
Но неверные, как и прежде, ненавидели святителя и по попущению Божию убили его. Много дней тело мученика лежало без погребения и оставалось нетленным. Ночью над ним восходила пресветлая звезда; и волк, сидя рядом, охранял его от псов. Днем же, защищая мощи от стервятников, над ними парил орел. Наконец христиане, придя тайно, с честью погребли святые останки.
По просьбе верующих в Херсонес пришли три новых святителя – Евгений, Елпидий и Агафодор. Они мудро управляли Церковью, весьма расширив и укрепив ее. Но и эти святые архиереи приняли мученическую кончину от рук неверных.
Еще через несколько лет, при равноапостольном Царе Константине, в город прибыл епископ Еферий. Сей угодник Божий, воздвигнув в Херсонесе первый христианский храм, мирно скончался о Господе.
После смерти святого Еферия его место занял епископ Капитон. Верные встретили нового Владыку с великой радостью, а ослепленные ненавистью язычники потребовали от него особого знамения, могущего удостоверить их в истинности христианства. «Зажги печь, – говорили они, – и войди в нее. И если ты останешься жив, то мы крестимся». Уповая на Бога и жалея помраченный народ, святой Капитон решил исполнить их просьбу. Войдя в раскаленную печь, он целый час простоял там посреди пламени с воздетыми к небу руками. А затем, набрав в свою фелонь раскаленных углей, вышел к народу. Увидев столь дивное чудо, язычники действительно вразумились и обратились ко Христу, приняв святое Крещение.
Погиб святитель Капитон также мученически – был умерщвлен напавшими на его корабль безбожными разбойниками.
И ныне семь святителей Божиих, епископов Херсонесских, вместе предстоят Святой Троице – Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому Богу, молясь о просвещении и спасении душ наших.
Православное семейное
чтение. М., 1999.