Латинская ересь. Митрополит Иоанн (Снычев)
[Сегодня] <…> нам предстоит рассмотреть, как уклонения от Божественной Истины, допускавшиеся нерадивыми христианами, приводили к последствиям страшным, неисправимым — к отпадению от благодатной полноты Вселенского Православия.
Дело человеческого спасения в лоне Святой Православной Церкви требует от нас отношения осознанного, благоговейного и разумного. Важность предмета, умножившиеся в наше время нестроения и смуты, искушения и соблазны, понуждают к особой осторожности и духовной бдительности. Смотрите, поступайте осторожно, — поучает нас святой первоверховный апостол Павел, — потому что дни лукавы (Еф. 5; 15-16). Духовная безпечность опасна сегодня как никогда, ибо грозит нам последствиями страшными и неисправимыми — потерей чистоты и полноты спасительного, Богодухновенного вероучения Православной Церкви. Чтобы избежать этой беды, надлежит не только знать, ясно и твердо держаться Истины учения Христа, но и разуметь заблуждения еретиков и сектантов, — да будет наша вера, обогащенная этим пониманием, крепче и осмысленней.
Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавствия, для извинения дел греховных (Пс. 140, 4), — вопиял царь Давид в своих молитвах, видя духовным оком немощь и растление человеческого естества, зная на собственном опыте удобопреклоненность человека к тяжким падениям греховным.
В течение тысячи лет, после Рождества Христова, Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, внимая этим словам, строго следила, чтобы никакое чуждое учение не могло смутить народ церковный и стать поводом для пагубных разделений и разномыслий.
Но это исповедническое стояние во Истине Православия оказалось не всем по силам. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра, уже с третьего века по Рождестве Христовом начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. Доколе Рим хранил чистоту Православия, Господь за веру миловал Западную Церковь, и претензии Римских первосвященников не могли разрушить всецерковного единства. Всех еще связывала общность веры, таинств и сознание принадлежности к Единой Апостольской Церкви. Время от времени на Римскую кафедру восходили архиереи, прославившиеся борьбой за чистоту Православия и святостью личного жития.
Но, к несчастью христианского мира, с течением времени амбиции римских первосвященников росли, гордыня все глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь запада. «Я — Петр апостол, — писал папа римский Стефан, ослепленный этой пагубной страстью, — по воле Божественного милосердия, званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира». Чье сердце не содрогнется от ужаса при виде подобного безмерного тщеславия, не останавливающегося перед претензией на Божественное достоинство вместо заповеданного всем нам спасительного смирения и покаяния?
Но покаяния в Риме не произошло. Не встречая должного отпора, гордыня римских епископов росла и ширилась, пока, наконец, не принесла страшный плод — уверовав в свою мнимую непогрешимость, папы дерзнули покуситься на святыя святых церковного вероучения, изменив Символ веры и нарушив канонические основы церковной жизни.
Ими были введены новые догматы — об исхождении Духа Святого «и от Сына», с внесением этих слов в Символ Веры, затем — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о папе как наместнике Христа на земле, главе всех Церквей и светских государств, о его непогрешимости в делах веры, о чистилище, о сверхдолжных заслугах и другие. Одним словом, нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов) стало искажаться самое учение Христа о природе Церкви.
Все это привело к отпадению католицизма от полноты Божественной благодати и от соборного единства Вселенской Православной Церкви. Стремление к господству над миром и активное участие в политических интригах стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. По мановению пап целые народы, взяв меч и крест, шли сражаться против каждого, кого римский епископ признает своим врагом.
Неизбежным следствием такого положения вещей стал упадок нравственности и благочестия. Видя злоупотребления римского епископа, в XVI в. от католицизма откололись протестанты, давшие, в свою очередь, жизнь многочисленным ересям и сектам. Так Рим оказался родоначальником множества пагубных заблуждений. Из-за агрессивной политики пап тяжело складывались отношения католицизма с Православной Россией. Уже на заре крещения Руси, в конце Х столетия по Рождестве Христовом, папа Римский пытался отклонить святого равноапостольного князя Владимира от принятия Православия. Когда это не удалось, в ход пошли политические интриги и военное давление. На протяжении всей русской истории Рим не упускал возможности использовать сложности русской жизни в своих интересах. Тяготы татаро-монгольского ига папы пытались использовать для завоевания окраин России, направляя на нее оружие шведов, венгров и военизированных монашеских орденов. В Смутное время начала XVII в., когда Русь ослабла от междоусобиц и распрей, все повторилось опять. После революции 1917 г. Рим был готов признать богоборческую власть в России, лишь бы ослабить Православную Церковь. Сегодня же на Западной Украине, под прикрытием так называемой «унии» католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок. Итак, католическая церковь уклонилась в многочисленные заблуждения, которые разрушительно сказались на всей ее церковной жизни. Заканчивая свое послание, напомню вам еще раз главнейшие погрешности католицизма:
1) вопреки апостольским заповедям и решениям семи Вселенских Соборов, римская церковь односторонне, без обсуждения и совета, внесла искажения в Символ Веры, подорвав самый корень благодатной церковной жизни;
2) в угоду высокоумию римских первосвященников, католицизм и догматически утвердил противоречащие Истине Христовой положения о всемирном главенстве римского папы и его непогрешимости;
3) презрев древнюю церковную традицию в совершении таинств, католицизм самовольно изменил даже саму формулу крещения и миропомазания, внес самовольные искажения в Таинство Причастия, лишив мирян причащения Крови Христовой;
4) невзирая на пример самих апостолов Христовых, священнослужители католической Церкви обязываются к безбрачию.
Долго можно еще перечислять достойные сожаления и плача уклонения католицизма от истинного церковного вероучения. Но дело не в их числе. Нам, русским православным людям, скорбя и печалясь о заблуждениях наших братьев, имея перед глазами этот горький пример, следует главное внимание обратить на самих себя. Пусть каждый спросит свою совесть, все ли он сделал, чтобы самому уберечься от лжеучений и уберечь от них, по возможности, и ближних своих? Зная о неисправностях других, заботимся ли мы об устранении собственных погрешностей? Живем ли по Заповедям Божиим и каемся ли, когда невольно или (не дай Бог) осознанно нарушаем их?
Возлюбленные! Будем же внимательны — и к окружающему нас лукавому миру, и к собственной грешной душе! Озаботимся своим спасением, докажем эту заботу жизнью праведной, чистой, соответствующей евангельским призывам Спасителя, Господь не оставит нас Своею милостью, подаст силы в борьбе с грехом, разумение в вопросах веры и твердость в исповедании Истины Христовой.
Спасайтесь, братия и сестры, и помните, что долготерпеливый и щедрый Господь не покинет нас никогда, если мы сами, утратив духовную бдительность, не уклонимся от Святого Православия. Аминь.
Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 12