Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
25.12.2015

Жизнеописание подвижника Флегонта

Будущий подвижник Флегонт родился с. Волгапино Краснослободского уезда Пензенской губернии, в семье богобоязненого диакона Доримедонта.   Он был тихим, молчаливым, послушным отроком. В 10 лет отрока отвезли в Пензенское духовное училище. Нелегко пришлось скромному и тихому мальчику. На него постоянно сыпались насмешки, остроты, пинки, колотушки. Однако эти издевательства не ослабили его религиозное настроение, а только углубили его молитву.  Учеба давалась отроку трудно. Помимо подготовки уроков, ему необходимо было, по бедности родителей, самому заботиться о пропитания для себя и младшего брата.

село Волгапино

Село Волгапино

Однажды он нашалил, и чуткая совесть стала сильно укорять его. Он уединился на пустыре, встал на колени, воздел руки к небу и трижды воскликнул: «Господи! Если я еще раз сшалю, отними у меня руки и ноги». Следствием нарушения обета и стала все время усиливавшаяся ломота в руках и ногах. Флегонт был вынужден возвратиться в родительский дом. Около года продолжалась его болезнь, но молодость и здоровый деревенский воздух взяли верх. Он стал поправляться и помогать родителю по хозяйству.

Отец,  щадя его слабый организм, непривычный к тяжелому крестьянскому труду, нашел ему место в Пензенском земском суде. Скромность, трезвость и трудолюбие снискали преп. Флегонту любовь и доверие начальства. Однако частые разъезды по губернии, встречи с людьми плохо подействовали на двадцатилетнего юношу. Увлекшись мирским, досуг он проводил в игре в карты, посещении театра, прогулках и модных разговорах. Успехи по службе поселили в нем дух гордыни и самомнения.

Но не долгим было падение будущего подвижника. Вскоре он опамятовался и уже безповоротно вступил на путь креста. Флегонт  еще не знал, в каком чине будет Ему служить, но справедливо полагал, что, будь то монастырь или пустынничество, необходимо навыкнуть крестьянскому труду.

Вскоре, покинув отчий дом, с благословения своего отца, святой Флегонт отправился по святым местам. Он побывал в Сарове, в Дивееве, в Муроме, Владимире, Ярославле, Ростове, в Троице-Сергиевой Лавре, в Новом Иерусалиме, в Москве. Много лишений Флегонт претерпел в дороге. Часто он страдал от голода, наготы, усталые ноги отказывались служить, но он с упованием на Бога все переносил терпеливо и благодушно.

Святой стал просить Господа указать ему удобное место. Господь внял молитве Своего избранника, во сне указал и место, и образец духовного совершенства. Первым движением Флегонта было идти к назначенному месту. Но мысль, что не будет исполнено обещанное поклонение святыням, направила его далее. В Орле он услышал о прозорливости Оптинского иеросхимонаха Макария, и ему захотелось получить его совет и наставление. Старец Макарий долго беседовал с Флегонтом. На просьбу указать ему добрейший путь спасения старец сказал: «Наставники тебе, чадо, Антоний и Феодосий Печерские, к которым ты и идешь». Подарил ему книжку о схимнической жизни и благословил на дальнейший путь.
В Киево-Печерской Лавре волгапинский странник молился в Великой церкви, принял благословение от прославленного ныне в лике святых митрополита Филарета, получив от него Псалтирь с толкованием.

Вернувшись в родные края, водимый силой Божией, незаметно для себя Флегон  пришел на место, указанное ему в сновидении. Это оказалась треугольная террасообразная площадка, одной стороной примыкавшая к горному кряжу, с двух других спадавшая крутыми откосами, на которых росли дубы и липы. У подножия откосов помещались крестьянские гумна, ниже их – сады, а в самом низу раскинулась деревня. Глинистый грунт не давал удобств возделывать землю, отчего здесь был глухой, заброшенный пустырь, поросший бурьяном и травой. Находясь на значительной высоте, площадка открывала великолепный вид на сорокаверстное расстояние по долине р. Мокши. Ключ, бивший у подножия ее, и обращение углом на восток, довершали красоту места.

Долина реки Мокши

Устроив столп, Флегонт всего себя посвятил подвижнической жизни. В свободное от молитвы время он занялся возделыванием почвы пустыря. Через 13 лет на голом, глинистом и тесном утесе вырос образцовый сад.

Жизнь столпника на горе, однообразная по внешности, была наполнена глубоким внутренним содержанием. Здесь он выдержал брань от духов злобы, и с внешними невзгодами. Ранило сердце насмешливое недоверие местных жителей. Дух уныния и колебания не раз одолевал его. Только постом, бдением, молитвой и трудом победил он все искушения и до конца дней пребыл на Богом указанном ему месте. О пище подвижник вовсе не заботился. Питался тем, что принесут сострадательные люди. Однако и этой пищи он вкушал раз в день. Мяса и горячей пищи он вовсе не ел. Бывало, зимой, он по несколько дней оставался без крошки хлеба. Но вид его после этих невольных пощений был радостным и приветливым. Он никогда не жаловался на голод. Спал подвижник очень умеренно. Солнце всегда заставало его на молитве. С первыми лучами его он уже трудился.

Все тело подвижника было покрыто язвами, от которых он испытывал мучительную боль. Но, несмотря на это, старец продолжал вести подвижническую жизнь, скрывая от приходивших свои страдания.

Местные жители, которые в начале насмешливо относились к старцу, постепенно изменили свое отношение в лучшую сторону. Необычный образ жизни, простота, миролюбие, ласковое, доброе слово удрученному бедой и горем, – незаметно покорили простой народ. К подвижнику Флегонту стали стекаться посетители, искавшие наставления в благочестии.

Из-за частых доносов на старца его недоброжелателями, подвижник был вынужден уйти в затвор, который продолжался 3 года. В это время он никому не показывался. Пищу и белье ему доставляли в сад. Когда же старец выходил из затвора, поток народа был неудержим. Никто не уходил от него без доброго совета и утешения. Чаще всего он разъяснял народу животворность молитвы, пользу труда и важность поста, как воздержания от страстей.

В первых числах декабря он причастился Святых Христовых Таин, а 12 числа, в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, на 46 году жизни  он предал свою чистую душу в руцы Господа.

Похоронен святой подвижник в г. Троицке, в 10 саженях от западного входа Иоанно- Богословского храма. На Флегонтовой горе, как и предсказывал старец, вскоре возник Александро-Невский женский монастырь. В нем долгое время сохранялся столп с кельей старца, насажденный им сад.

Александро-Невский храм Александро-Невского монастыря

В 30-е годы сектанты-дмитровцы захватили обитель. Потом она запустела. В настоящее время монастырь восстановлен как мужской. В нем трудятся немногочисленная братия во главе с архимандритом.

По  книге «Отечественные Подвижники Благочестия»


<-назад в раздел

Русский календарь