Память свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси
Духовный наставник Грозного Царя
Святитель Макарий родился около 1482 года, был пострижеником Пафнутьева Боровского монастыря, архимандритом можайского Лужецкого или Лужковского монастыря.
Святой окормлял молодого Царя Иоанна IV в дни его юности и первой ратной славы. Влияние Первосвятителя было велико и благотворно. Своим блестящим образованием Иоанн Грозный во многом обязан святому Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом – «Минеями-Четьями», в которых он задумал собрать все «чтомыя книги, яже в Русской земли обретаются». Мудрый старец, духовно окормляя Царя, не стремился к почету, власти и потому сумел сохранить близость с Государем, несмотря на все политические бури и дворцовые интриги. «О, Боже, как бы счастлива была Русская земля, если бы Владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты», – писал Царь в 1556 году Казанскому архиепископу Гурию.
С одобрения митрополита Макария, Иоанн IV 13 декабря 1546 года принял решение вступить в брак с боярышней Анастасией, дочерью умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Тогда же он, после совещания с Владыкой, объявил торжественно ему и боярам о своем решении до свадьбы венчаться на Царство с принятием титула Царя. 16 января 1547 года митрополит Макарий в Успенском соборе венчал на Царство Иоанна IV, первого русского Царя.
Митрополит Макарий установил торжественные церковные празднования всем русским святым, которых Бог прославил как таковых. Вопросом этим занимались Соборы 1547 и 1549 годов. Под его руководством была составлена Степенная книга – история России, изложенная по степеням или правлениям Государей. Известны поучения святителя: Иоанну IV при венчании на Царство и при браковенчании, и речь, произнесенная при возвращении Царя из казанского похода. Замечательно его обличительное послание от 25 мая 1552 года к двинутым к Казани войскам, которые, стоя под Свияжском, предались там порокам.
В бытность святителя Макария митрополитом Московским продолжала развиваться миссионерская деятельность среди лопарей (малочисленного финно-угорского народа, – примеч. ред.) преподобных Трифона Печенгского и Феодорита Кольского. При нем жe началась просветительная деятельность в Казани святителя Гурия, и в Астрахань был послан игумен Кирилл. При митрополите Макарии получил свободу преподобный Максим Грек.
Подготовила Татьяна ВИНОГРАДОВА
По книгам: Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ).
Русская симфония. СПб., 2010.
ТАЛЬБЕРГ Н.Д. История Русской Церкви. М., 2004.