Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
 Духовник и отношение к нему 15.12.2015

Духовник и отношение к нему

Кроме исповедания грехов тому или иному священнику, полезно иметь духовника, или духовного отца, которому следует доверяться, как моряк  на корабле доверятся капитану, – с тем, чтобы он вел нас  по житейскому морю меж подводных скал, сквозь туманы и бури. Духовнику нужно открывать не только грехи, но и злые и сомнительные помыслы, поверять обстоятельства жизни, требующие помощи и разрешения: на то он и называется отцом, что с нежностью отца помогает чадам своим. При этом он ещё вооружен молитвой и разумением от Духа Святого. Выбрав духовника, необходимо полностью перейти под его руководство и не лукавить ни с ним, ни с самим собой, не перебрасываться временами к кому-нибудь ещё. Спросил совета – не  беги к другому, а вдруг он порекомендует что-нибудь более «подходящее» к твоему собственному выбору. Что скажет духовный отец – то и делай; поступать же наперекор его слову – не только его оскорбить, но и Самого Бога. 

Эти непослушание и непочтительность далеко заведут: так же неисправные дети, делающие наперекор отцу, -- вырастают злонамеренными и отбиваются от рук и от дома. «Помни, – говорил своему послушнику афонский архимандрит Мисаил, – Бог дважды не судит, поэтому, когда ты что-нибудь делаешь за послушание мне, то я буду судим от Бога, а ты свободен от ответа». Впрочем, сказанное не относится к тому крайне редкому, но – увы! – встречающемуся случаю, когда духовник начинает учить ереси, т.е., например, допускает причастие вместе с католиками, учит, что ад – «иносказание» и на самом деле  ада нет, словом, искажает учение Церкви или по-своему толкует  Св. Писание. От такого духовника нужно бежать без оглядки. Таким образом, отношением между духовным отцом и духовными его чадами должны быть отношениями взаимного уважения, доверие и любовь. 

Еще в период поисков для себя духовника следует определить, подходит ли тебе тот или иной: нужно горячо молить Бога, чтобы открыл истину. Бывает, что духовник  для кого-то окажется слишком суров  и жесток или, напротив, слишком мягок и ласков. Ведь кому-то нужен больше пряник, а кому-то и кнут. Но, раз выбрав, нужно твёрдо держаться духовного отца и его наставлений – не ездить панически по монастырям, разыскивать «старцев», которые уже точно скажут, как поступать. Иначе будешь добиваться только своего, по своей воле, а не по Божией, и станешь жить припеваючи, без усилий, без подвига, потакая своей греховной душе. 

Конечно, не один духовник непогрешим – и он может ошибиться. С этой-то целью и надо внимательно и чистосердечно подходить к исповеди, стараться раскрыть перед ним все точно и ясно, не обеляя себя, все стороны дела. В этом случае, какова исповедь, таков и ответ. 

Даже если духовник сам и не проходил опытом добродетель, то все равно спрашивай, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды. А если ты подумаешь, что духовник не опытен, что он в суете и лучше самому руководиться по книгам, то ты на опасном пути и недалеко от погибели. Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.   

Не следует останавливаться вниманием на недостатках духовного отца, которые, разумеется, у всякого человека есть – а настроить себя так, как будто бы у него их и вовсе не было. Старайся не быть судьею отца твоего, но только исполнителем заповедей его. Ведь добрые дети любят своего отца безоглядно, таково уж свойство настоящей любви. Упаси Боже пред кем-нибудь злословить духовного отца! На всякое важное предприятие необходимо брать у духовника благословения, а по пустякам его не тревожить – на бытовые мелочи нашего собственного ума вполне хватит, а также близкие наши или же добрые друзья могут по советовать исходя из опыта. При всем том отношении к советам духовника само должно быть духовным: т.е. нужно вслушиваться и, так сказать вглядываться в полученный наказ, как же конкретно его выполнить. Ведь духовный отец дает нам общее направление, без нюансов, а его реализация уже за нами. Со временем между духовником и нами возникает все более прочная связь, и чем больше он узнает нас и нашу жизнь, тем ему легче нас по ней вести.

Вести себя с духовником следует достойно: не ждать от него похвалы, не заискивать и не угодничать – быть всегда и во всем естественным, не стараться с ним «дружить» – помните, что ваш союз, прежде всего, духовен. Но и не пытайтесь найти себе в духовнике няньку: отец, как столб с указателем, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столба.   

Будем помнить, возлюбленные, что живущий в послушании у духовного отца имеет на Небесах награду большую, чем, тот, кто живет в пустыне, уединившись.    

По книге «Азы Православия»


<-назад в раздел

Русский календарь