Жизнеописание, страдания и предсказания монаха Авеля
Великий подвижник Божий, за что удостоился дара прозорливости от Господа.
В 1766 г. по указу Екатерины II в Спасо- Евфимиевом монастыре Суздаля учреждается государственная тюрьма для "безумствующих колодников". Ссылка применялась за раз- личные преступления религиозного, поли- тического и общеуголовного характера. Комендантом тюрьмы назначался настоятель монастыря. В числе первых узников было много лиц духовного звания, среди которых имя монаха Авеля стало известно широкому кругу совсем недавно.
Василий Васильев – будущий предсказатель Авель – родился в 1757 г. в деревне Акулово Тульской области. До 28 лет ничем особым не выделялся, но внезапно Васильев бросил семью, работу и в 1785 г. принял постриг в Валаамском монастыре под именем инока Адама. Прожив в монастыре год, Адам уединился в пустыне на том же острове, где получил дар предвидения событий. Сам он объяснял это тем, что "неведомо как оказался на небе и там прочел две книги". С тех пор с ним беседовал некий голос, который велел ему не держать своих знаний при себе, а сообщить о них "избранным", т.е. государям.
Спустя несколько лет Васильев написал первую часть книги предсказаний. Ее содержание касалось царствования Екатерины II и оказалось настолько возмутительным, что дело дошло до Синода и самой императрицы. Шел сороковой год правления Екатерины II, а в предсказаниях было сказано, что править ей ровно 40 лет, и что корону после ее смерти получит не любимый внук Александр, а ненавистный сын Павел. Екатерина была в ярости. За предсказание Васильев был расстрижен и приговорен к смертной казни "за оскорбление высочайшей власти", но потом смертная казнь была заменена пожизненным заключением в Шлиссельбургскую крепость.
В 1796 г., после 40 лет правления, Екатерина II скоропостижно скончалась, а на троне воцарился Павел I. Мистически настроенный и эксцентричный Павел, узнав из тайного архива матери о предсказаниях Васильева, посылает за ним. Далее начинаются странности. Во-первых, якобы, монарх тайно беседует с расстригой и узнает от него некие откровения, касающиеся судьбы Романовых. Более того, эти откровения Павел излагает письменно в виде "Письма к потомку" и помещает в архив с пометкой: "Вскрыть через 100 лет после моей смерти". Во-вторых, Васильев не подвергается репрессиям, ему разрешено вновь постричься в монахи. В 1796 году в Александро-Невском монастыре он повторно принимает постриг под именем Авеля.
Сначала Авель живет в монастыре, затем покидает его и начинает странствовать по Руси. В конце концов, Авель возвращается на Валаам, где провидец пишет вторую часть книги предсказаний, касающуюся участи Павла и его скорой смерти. За свои предсказания Авель вновь попадает в Тайную канцелярию, и вскоре повторно был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Менее чем через десять месяцев Павел I был убит. Не верящий ранее в мистику Александр I освобождает Авеля и ссылает на Соловки. Здесь Авель вскоре написал третью книгу предсказаний, касающуюся правления Александра и ближайшей судьбы России: нашествия французов и сожжения Москвы. Разгневанный император велел заточить Авеля в монастырскую тюрьму, "покуда не сбудутся его предсказания".
После войны с Наполеоном и разорения Москвы Александр велел выпустить Авеля, дать ему паспорт, деньги и разрешил ему свободно передвигаться по России и вне пределов страны. В это время Авелю исполнилось 56 лет. Он был еще крепок телом и отправился в дальнее путешествие. Авель посетил многие уголки России, был в Царьграде (Константинополе-Стамбуле), Иерусалиме, на Афоне. Возвратившись на родину, он поселился в Троице-Сергиевой лавре. Слава Авеля-предсказателя стала огромной, к нему постоянно приезжали вельможи и их жены, дочери с просьбой предсказать судьбу, выбрать правильно жениха и т.д. Но на подобные просьбы Авель не откликался, предпочитал уединение. В монастыре он написал две книги: "Житие и страдания монаха отца Авеля" и "Книгу бытия", где затронул вопросы сотворения мира и человека.
Вскоре Авель покинул Троице-Сергиеву лавру и вновь начал скитаться по стране. И вновь возмутительные предсказания – о скорой кончине Александра I и предстоящем бунте дворян. Александр I не наказал Авеля за эти предсказания, но его брат Николай I, получивший от вольнодумцев прозвище "Палкин", непорядков не терпел. По повелению Николая I указом Св. Синода от 27 августа 1826 г., Авель взят под стражу и заключен для смирения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Скончался Авель в монастырской тюрьме 29 ноября 1831 г. после продолжительной болезни, в возрасте 74 лет. Погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая. Православная церковь отмечает его память 29 ноября. Все свое имущество и накопленный капитал – 5 тысяч рублей – Авель завещал Спасо-Евфимиеву монастырю.
На долгие годы об Авеле забыли, пока в 1901 году последний российский император Николай II не вскрыл "Письмо к потомку", написанное Павлом I после беседы с Авелем и пролежавшее в царском архиве ровно 100 лет. Что было написано в том письме, никто не знает, т.к. Николай II сжег его сразу же после прочтения. Считается, что в письме содержалось предсказание, касающееся судьбы последнего императора России. Придворные, присутствующие при прочтении письма, якобы, увидели, что император изменился в лице и сказал: "Теперь я знаю, что мне нечего бояться до 1918 года". В 1918 г. Николай II с семьей был расстрелян.
* * *
Не сохранилось ни одной полной книги Авеля, лишь фрагменты и некоторые копии. Приводим несколько предсказаний Авеля:
Екатерине II (1762–1796) – "…царствовать будет 40 лет".
Павлу I (1796-1801) – "Коротко будет царствие твое, и вижу я лютый конец твой. …от неверных слуг мученическую кончину примлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями. Они же возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою".
Таким образом, Покровский монастырь до сих пор хранит тайну 30-х гг. 20 в. Предстоит еще кропотливая работа в архивах, а пока многочисленные вопросы остаются без ответов.
Александру I (1801–1825) – "Француз Москву при нем спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет ему скорбь тайная, и тяжек покажется ему венец царский, и подвиг царского служения заменит он подвигом поста и молитвы…"
Николаю I (1825–1855) – "Начало правления…Николая дракой, бунтом вольтерьянским зачнется…"
Александру II (1855–1881) – "Царем Освободителем преднареченный …крепостным он свободу даст, а после турок побьет и славян тоже освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, "охоту" на него начнут, убьют среди дня ясного в столице…"
Александру III (1881–1894) – "Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он. А только недолго царствовать будет".
Николаю II (1894–1917) – "Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную… На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет… По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет… власть безбожная будет бичевать землю русскую…"
По материалам научно-практических
конференций Владимиро-Суздальского музея- заповедника