Память преп. Саввы Сторожевского
Начало монашеского подвига звенигородский чудотворец положил в Троицкой обители у преподобного Сергия. Он раньше всех спешил в храм к службам и так углублялся в молитву, что его глаза часто были полны слез. Вскоре после кончины преподобного Сергия братия Троицкой обители избрала Савву игуменом, и он настоятельствовал у них около шести лет. Согласно преданию, в те годы монастырь сильно нуждался в воде, и святой своими молитвами чудесно извел за его стенами источник. Но, тяготясь многозаботливой и почетной должностью и стремясь к безмолвию, преподобный Савва сложил с себя игуменство и остался в Троицкой обители рядовым монахом.
Как-то монастырь посетил крестник преподобного Сергия и духовный сын святого Саввы Звенигородский князь Юрий Димитриевич и умолил своего наставника построить в его уделе монастырь. Свой выбор Савва остановил на Сторожевской горе в полутора верстах от Звенигорода. Так возникла знаменитая и поныне обитель.
На новом месте преподобный усилил подвиги. Он и там вырыл под горой колодец, существующий и в наши дни, носил на крутую гору воду и никогда не пребывал в праздности.
Тихая кончина святого Саввы последовала 3 декабря 1406 года. Вскоре от гроба звенигородского чудотворца стали совершаться исцеления, и 19 января 1652 года были торжественно открыты его мощи, ныне почивающие в Саввино-Сторожевском монастыре.
Из множества чудес преподобного Саввы Сторожевского расскажем лишь об одном. Во время нашествия французов с «двунадесятью языками» на Русскую землю в 1812 году пасынок Наполеона, принц Евгений Богарне с отрядом в 20 тысяч солдат расположился в Саввином монастыре в Звенигороде. Солдаты намеревались разграбить обитель. Но принц Евгений увидел чудесный сон: к нему в комнату вошел благообразный старец в иноческой одежде. Явление было таким ясным, что военачальник прекрасно запомним изможденные черты лица и грозный взгляд монаха, сказавшего: «Не вели расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви! Если послушаешь меня, Господь возвратит тебя в отечество твое здравым».
Утром, войдя в собор, Евгений увидел икону святого Саввы и узнал являвшегося ему старца. Он с благоговением поклонился мощам преподобного и записал этот случай. Двери собора по приказу принца были опечатаны, а солдаты покинули обитель, не причинив ей вреда. История свидетельствует, что исполнивший наказ преподобного Евгений Богарне благополучно вернулся во Францию, тогда как многие из генералов Наполеона погибли в походе. Сын его, принц Максимилиан Лейхтенбергский, был женат на русской Великой княжне Марии Николаевне и по родительскому завещанию посетил Сторожевскую обитель, в которой с его отцом произошел сей знаменательный случай.
«Россия день за днем». М., 2005