О монахе-пустыннике Феодосии Пензенском
На сегодняшний день, наверное, уже нет в мире уголка, где бы ни было известно имя великого светильника Земли Русской преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Его житие переведено на сербский, греческий, французский, английский и прочие языки мира. Он стал олицетворением Русского Православия. Однако мало кто вспоминает духовного прадедушку великого старца, без которого был бы невозможен его подвиг. Пришло время вызвать из забвения его достославное имя.
Принято считать первоначальником Саровской Пустыни иеросхимонаха Иоанна (Федорова). Действительно он построил здесь первый храм, собрал братию, ввел общежительный устав, был официально утвержден первым ее строителем. Но сам же иеросхимонах Иоанн свидетельствует, что задолго до него место будущей обители, «старое городище», стало любимым пристанищем пустынников.
Прежде всего, необходимо сказать об истории «старого городища». Подробную справку о нем находим в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Приведем ее содержание: «История повествует, что в древние времена окрестности Саровской пустыни были населены народом Финского племени – мордвою, имевшем собственных князей. Они вели жизнь полукочевую, занимались немного земледелием, а преимущественно звероловством. Известно, что край этот покорен татарами в 1298-м году, под предводительством ширинского князя Бахмета, и на месте Саровской пустыни был построен город Сараклыч. По сохранившимся остаткам валов и преданию, город этот разделялся на четыре части. Судя по обширности города и жителей в нем, верно, было не малое число. Но нельзя сказать, чтобы жизнь их текла мирно и безмятежно. В земле монахи часто находили стрелы, копья и другие орудия, а так же много человеческих костей. Все это служит доказательством, что Сараклыч был в осаде и битвы кипели во рвах. Князь Бехан, по преданию был последним владельцем Сараклыча в 1389-м году, при великом князе Димитрии Иоанновиче и сыне его Василии, он принужден был со всем родом своим и племенем уйти за реку Мокшу. Весьма долго не было на месте города человеческих поселений».
В жизнеописании настоятеля Краснослободской Спасовой пустыни иеросхимонаха Герасима, пустынничевшего на «Старом городище» вместе со старцем Феодосием, так же приводится краткая история этого места. Здесь мы находим некоторые детали существенно дополняющие общую картину. И так в жизнеописании иеросхимонаха Герасима говорится, что он «повинуясь призыву благодати, покинул обитель и удалился, ради пустынного безмолвия, верст за 80 на север в непроходимые дебри вековых лесов, которые сплошною массой тянулись от Темникова до Арзамаса. В этих лесах, на несколько верст в сторону от большой Арзамасской дороги, в самой глубине лесной трущобы, находилось место, известное в народе под именем «старого городища», потому что на нем находились ясные следы старинных земляных укреплений, называвшихся городками, которых на «старом городище» насчитывалось целых три. Во времена татарского владычества на этом месте было становище, или «город» Сараклыч какого то касимовского хана Бехана, из которого он, вероятно, делал набеги на украинные города русские. Место это – довольно крутой и лесистый пригорок, омываемый с двух сторон речками Сатисом и Саровкой, чрезвычайно живописно, но находилось в запустении, хотя и принадлежало со всей окружающей его местностью одному из князей Кудашевых, проживавшему в то время где-то около Кадома. Сверх совершенного запустения, старое городище пользовалось еще и недоброй славой, потому что служило нередко притоном для разбойников, грабивших проезжих на большой Арзамасской дороге. И вот сюда, на это, столь страшное тогда, место пришел из Спасовой пустыни инок Герасим, и конечно не без особого промышления Божия, потому что несколько лет спустя, на этом самом месте основалась знаменитая ныне Сатисо-градо-Саровская пустынь».
Но еще прежде инока Герасима, также, несомненно, по Промыслу Божию поселился здесь старец-пустынник Феодосий. К сожалению, почти не сохранилось подробностей его жития. Лишь малые крупицы находим в жизнеописаниях его младших сподвижников. Священномученик Серафим Чичагов пишет: «Первым жителем запустелого Старого Городища был инок Феодосий (уроженец села Поморы, Нижегородской губ.), пришедший сюда около 1664 г., а до того времени живший в монастыре в г. Пензе».
О каком монастыре говорит священномученик Серафим? В самом городе был только один мужской Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на южном краю города, на левом берегу реки Пензенки. В сборнике «Православные русские обители» находим о нем следующую справку: «Основание… монастыря относится ко второй половине XVII столетия. Кто был его основателем, об этом история монастыря умалчивает. В начале обитель находилась в самом городе, но потом, по просьбе жителей, был перенесен на теперешнее место и причислен к 3 классу (1798 г.). В обители два храма: в честь Преображения Господня и в честь Рождества Христова. Последний замечателен тем, что имеет подобие Вифлеемской пещеры, в которой родился Спаситель мира. Управление игуменское».
Вот в этом монастыре и полагал начало своего монашества отец Феодосий. Судя по времени основания монастыря во второй половине XVII века, и по времени поселения старца в пустыне в 1664 году, он был одним из первых иноков Спасо-Преображенского монастыря. Не исключено, что он сам был основателем этого монастыря или учеником основателя. Сомнительно, что бы тогда существовала церковь Рождества Христова. Скорее всего, только началось строительство Спасо-Преображенской церкви. Управлял монастырем должно быть не игумен, (игуменское управление было введено позже), а строитель. Монах Феодосий сравнительно быстро достиг меры иноческого совершенства, поскольку на пустынное житие благословляют, согласно святоотеческому учению, только иноков достигших Божественного утешения.
Вернемся к повествованию священномученика Серафима Чичагова: «Поставив пустынную келью на валу, монах Феодосий подвизался в ней лет пять или больше, не один, но с приходившими к нему монахами».
О пустынных подвигах старца Феодосия ничего не известно. Можно попробовать восстановить образ его пустынной жизни по жизнеописанию иеросхимонаха Герасима, учившегося у него пустынному житию. В нем говорится: «На краю Саровской горы к востоку от устья реки Сатиса поставил он себе келью, а около нее выкопал мотыгой землю под огород, чтобы сеять на нем хлеб и сажать необходимые для пропитания овощи. И был он в непрестанном труде и молитве: то работал на огороде, то заготовлял дрова на зиму, то собирал в лесу «зелие, и тем нужду естества восполняше», говорит первоначальник Саровский». Подобным образом, надо думать, устраивал свою пустынную жизнь и старец Феодосий.
Об их совместном пребывании жизнеописатель иеросхимонаха Герасима повествует следующее: «предназначенное Промыслом для существования здесь знаменитой Сатисо-градо-Саровской пустыни Саровское урочище, как видно издавна привлекало к себе любителей безмолвного жития, пленяя их не столько, может быть, красотой местоположения, сколько своей укромностью от людского глаза, вследствие чего и Герасим застал проживавшего здесь некоего монаха Феодосия. Феодосий раньше проживал здесь с своими монахами…» («Отечественные подвижники благочестия. Август», Оп. П., 1994, С. 295). Здесь необходимо обратить внимание на слова «Феодосий раньше проживал здесь «с своими монахами». Исходя из этого, можно заключить, что старец Феодосий не только был пустынником, но и начальником пустынников. Он настолько преуспел в пустынном житии, что мог руководить на его духовных виражах и других пустыннолюбцев.
Вернемся к жизнеописанию иеросхимонаха Герасима: «Феодосий раньше проживал здесь «с своими монахами», но, задумав «отойти в град Пензу в монастырь», перед приходом Герасима остался один, приютившись в пещере, выкопанной им в гористом обрыве над речкой. Приход Герасима, как видно отсрочил отшествие Феодосия, потому что, как свидетельствует жизнеописатель иеросхимонах Иоанн Саровский, отшельники некоторое время жили вместе, хотя и отдельно друг от друга, т.-е. в отдельных помещениях, в пещерах, начатых иноками Феодосием и Герасимом. Но вот настало время инокам расстаться. Феодосий «отошел» в Пензу, а Герасим остался». (Там же, С. 295).
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» говорится, что он не просто отошел в Пензу, а отошел в монастырь: «Поставив пустынную келью на валу, монах Феодосий подвизался в ней лет пять или больше…, а потом опять возвратился в монастырь, в г. Пензу». (Архим. Серафим Чичагов «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», С.-Пб., 1903, С. 8).
К сожалению, больше ничего неизвестно об это великом духовном предшественнике преподобного Серафима Саровского. Можно только предполагать, что возвращение в пензенский монастырь было связано с преклонным возрастом старца Феодосия. На покое в обители он дожил свой век, назидая иноков и мирян примером своей подвижнической жизни и опытной духовной беседой. Погребен он тоже, должно быть, в Пензе, но места этого теперь уже не найти.
Архим. Серафим Чичагов «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», С.-Пб., 1903.
«Отечественные подвижники благочестия», Оп. П., 1994.