Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных
Святой апостол Павел еще при жизни был возведен в Царство Небесное, и там ему было открыто различие чинов святых ангелов.
Ближе всех к Богу предстоят боголюбивые, огнеобразные серафимы. Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви.
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости херувимы, более иных низших чинов сияющие светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами прсвещаемые и других просвещающие. Через херувимов ангелам и людям ниспосылается просвещение умных очей для боговидения и богопознания.
Затем перед Господом стоят богоносные престолы, на которых, как на разумных престолах, почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд.
Господства добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.
Силы, исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Господа. Это они творят чудеса и посылают благодать чудотворения угодникам Божиим. Они помогают людям в добрых трудах и укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря Бога, все устраивающего к пользе нашей.
Власти имеют власть над диаволом. Они не допускают бесам вредить, сколько им хочется, а людям, которые борются со своими страстями, помогают отгонять злые помыслы и побеждать диавола.
Начала начальствуют над низшими ангелами. Им поручено также управление вселенной. Из начал каждая страна, и народ имеет себе хранителя и управителя. Ангелы этого чина наставляют людей уважать земное начальство. Они возводят людей на различные почетные должности и наставляют их властвовать во славу Божию, а не ради чего другого.
Архангелы – это великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их светом святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
Ближе всех к людям ангелы. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей жить для Бога. Они никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, но всегда готовы помогать нам, если мы только сами пожелаем.
Но и все высшие небесные чины называются общим именем – ангелов. Хотя они по своему положение и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются ангелами, ибо слово "ангел" есть название не существа, но служения, по писанному: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение (Евр. 1, 14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, через высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии.
Там говорится о том, как один ангел после беседы с пророком встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: И вот Ангел, говоривший со мною, входит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: "иди скорее, скажи этому юноше" (т. е. к пророку Захарии), Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него (Зах. 2, 3–5). Рассуждая об этом, святой Григорий говорит:
– Когда один ангел говорит другому: "Скажи этому юноше" – нет сомнения, что одни ангелы посылают других, низшие – посылаются, высшие – посылают.
Точно так же и в пророчестве Даниила находим, что один ангел повелевает другому ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8, 16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерения Творца своего ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.
Православная воинствующая Церковь, нуждаясь в помощи ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день этого месяца ноября, т.е. девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного суда Господня, каковой день божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет наступит как бы день восьмой, "когда же придет сын человеческий (и Божий, Судия праведный) во славе Своей и все святые Ангелы с ним" (Мф. 25, 31) (как Сам Господь предсказал в Евангелие)... "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф. 24, 31), т.е. от востока, запада, севера и юга.
О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!
Над всеми же небесными силами Бог поставил святого архистратига Михаила. Во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, архистратиг Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу».
И затем он со всеми небесными силами начал славить Пресвятую Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоея!»
Жития Святых свт. Димитрия Ростовского