Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
10.11.2015

Великая добродетель – терпеть приключающиеся скорби


«Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих добродетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не возможет».

«Безмолвие заключается в отвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые добродетели с молитвою, для того они соделаются надежнейшим средством к достижению безстрастия».

«Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу; невозможно уничтожить разъединенные тела с духом без безмолвия и молитвы».

«Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностью, услышит Бог».

«Ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50;19).

«И молитва называется добродетелью, хотя она – мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом».

«Что сделаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и погрешительным».

«Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память предстоящее тебе исшествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложением на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминаниям, нарушающим сосредоточенность, не смотря на пользу их».

«Не признается воздержником тот, кто развлечен разнообразными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полезнее они молитвы».

«Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покаяния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога».

«Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, этим не заслужим воздаяния: это обличение предшествовавшего нерадения».

«Великая добродетель – терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа» (ср. Мф. 5, 44).

«Знак нелицемерной любви – прощение обид. Так и Господь возлюбил этот мир».

«Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность».

«Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится в свое время с великим избытком».

«Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».

«Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле».

«Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению».

«Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божией, нашел, ища Господа, и разум, и правду».

«Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судьбы Господни: (Пс. 104:7) то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания».

«С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны: приличное наведение для каждого ведает един Бог».

«Подвергшись какому-либо безчестию от человеков, зная, что этим тебе уготовляется слава от Бога, и пребудешь в безчестии безпечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден».

«Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся вместо похвалы безчестию».

«Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тогда сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две противоположные стороны умом и страстью, действующими подобно двум воинам, враждебным друг другу».

«Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся».

«Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем привязанность».

«Когда грешная душа не принимает с покорностью попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней ангелы: врачевахом Вавилона, и не исцеле (Иер. 51, 9)».

«Ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него, как бы за полезное».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Выписка из творений преподобного Марка Подвижника


<-назад в раздел

Русский календарь